Идем далее. Теперь расскажу о тепловозе 2ТЭ10М. Цифра 2 означает, что этот тепловоз состоит из 2-х секций. Это видно на фотке. Секции одинаковы по конструкции. У нас этот тепловоз работает только в грузовом движении. На просторах Украины и России я их видел и как пассажирские.
Вот стоит тепловоз из Брянска. Сильно коптит на выхлопе, похоже, неисправна топливная аппаратура.
Вид изнутри на дизель. Дизель двухтактный 10Д100, десятицилиндровый, мощность 2000 кВт. Клапанов в нем нет. Органами газораспределения являются сами поршни. В каждом цилиндре их два, движутся навстречу друг другу. Останавливаются на расстоянии примерно 7мм друг от друга (таков размер камеры сгорания). Соответственно, дизель имеет два коленчатых вала - сверху и снизу.
Интересна история дизеля. Он якобы скопирован с дизеля с какой-то американской субмарины. По легенде эта субмарина застряла из-за неисправности у нас в каком-то порту и наши доблестные инженеры быстренько собрали-разобрали ее дизель, сняв размеры и сделав чертежи. Не знаю, правда ли это, но если некоторые размеры дизеля разделить на число 2,54 (перевести в дюймы), то получаются целые числа. Вот так. Американцы быстро забросили идею этого дизеля, посчитав его неперспективным, а мы носились с ней еще лет 30-40. Да, на переднем плане виден регулятор частоты вращения. Он поддерживает обороты дизеля в заданных пределах.
Вид на дизель поближе. Видны втулки цилиндров и топливная аппаратура.
Это топливный насос высокого давления и форсунка. На каждый цилиндр два насоса и форсунки. Второй насос и форсунка с обратной стороны дизеля. Рядом с насосом индикаторный кран. Он сообщается с камерой сгорания, поэтому навернув на него специальную приспособу можно измерить давление сжатия (или компрессию) и давление вспышки. По этим параметрам судят о состоянии дизеля и топливной аппаратуры и настраивают ее.
"Хвост" дизеля с двумя турбокомпрессорами, работающими от энергии выхлопных газов, и закачивающими воздух для работы дизеля.
Турбина.
А это механический нагнетатель. Повышает давление наддува и через воздухоохладитель(или интеркулер по автомобильному, (он виден чуть позади)) загоняет воздух внутрь дизеля.
А это дизель в сборе после ремонта. Его уже зацепили чалками и скоро краном закинут внутрь тепловоза.
Тот самый тяговый генератор, вращаемый дизелем и дающий ток для движков на колесах. Здоровенная хрень. Для наглядности я положил на него рабочие рукавицы. Оцените размер.