Иногда возникает необходимость ремонта только одного тягового двигателя. Чтобы не поднимать тепловоз на домкраты и не разбирать полностью тележку, придумано вот такое устройство, называется скатоопускной механизм. Тепловоз подгоняется на скатоопускник, отсоединяются кабели и крепеж только одного тягача, затем он опускается вместе с платформой скатоопускника и выезжает из-под тепловоза, который остается стоять. Таким же образом тяговый двигатель ставят на место.
А это станок для обточки бандажей колесных пар. Обычно колесная пара отсоединяется от тягового двигателя и в случае необходимости обтачивается на специальном станке. Но иногда бывает необходимо обточить бандаж не разбирая тягач(ну, наехал тепловоз на какое-то препятствие и получилась выбоина на колесе). Тогда тепловоз подгоняют на такой вот станок, зажимают колесную пару в специальном суппорте, чуть приподнимают и специальной фасонной фрезой обтачивают бандаж, постепенно вращая колесную пару.
Вернемся к дизелю. Его уже наполовину разобрали. Сняли тяговый генератор, турбины и нагнетатель наддувочного воздуха вместе с воздухоохладителями.
Турбины и нагнетатель отвезли для дальнейшей разборки и ремонта на участок ремонта агрегатов наддува. Здесь их разберут, очистят, отбалансируют и соберуют заново.
Теперь снимаем верхний коленчатый вал (на этом дизеле их два: верхний и нижний). Хорошо видны шестерни привода распредвалов топливных насосов высокого давления. Распредвалы тоже снимут для проверки степени износа кулачков, так как от этого зависит правильность подачи топлива в цилиндры дизеля..
Коленчатые валы сняты и уложены на специальные подставки. Их аккуратно оботрут, произведут замеры коренных и шатунных шеек. Если все в норме - вернут на место. Если нет - заменят другими.
Окончательная разборка дизеля. Выемка цилиндровых втулок, снятие всех трубопроводов, отсоединение блока дизеля от поддизельной рамы. Затем блок отправят в специальную моечную машину, где горячим моющим раствором отмоют до металла. Затем произведут линейные замеры блока, не покороблен ли он, соответствуют ли допускам все посадочные размеры втулок цилиндров и постелей подшипников. В последнее время блоки стали часто браковать. Что поделаешь - время берет свое. Если есть возможность, отправляют блоки в ремонт на крупные тепловозоремонтные заводы. Если нет - списывают.
Как вы уже поняли,сборка после ремонта происходит в порядке, обратном разборке.
Теперь небольшой рассказ о неполной разборке дизеля, без выемки его из тепловоза. Это более мелкий вид ремонта, при котором ремонтируются лишь отдельные части дизеля. На примере рассмотрим разборку дизеля 16ЧН26/26.На этом фото дизель в полностью собранном виде.