Когда фуд-фотограф признаётся, чем он зарабатывает на жизнь, в 80 % случаев его сразу же спрашивают: «А вы правда обрабатываете еду лаком для волос?» Я не знаю, откуда взялся этот проклятый стереотип и сразу хочу сказать: нет! Когда я вижу еду, я не хватаюсь сразу за лак для волос, вообще это крайне редко применяемый аксессуар! Скоро при словах «лак для волос» я начну убивать.
Я люблю масляный глянец, поэтому, чтобы придать блеск овощам и фруктам, пользуюсь растительным маслом — беру кисточку, салфетку и натираю. Яблоко, чисто вымытое, натёртое, лежит правильным боком к камере. Кисточкой аккуратно проведи в том месте, где тебе нужен яркий блик по композиции, и никакого лака для волос.
Конечно, есть свои секреты, но про них, наверное, все и так знают. Например, если пиво в кадре как-то ярко фигурирует, то, скорее всего, это не пиво. С пивом куча проблем: красивый бокал живёт двадцать-тридцать секунд, дальше пенка проседает, бокал то запотевает, то отпотевает обратно, он мокнет, начинают собираться большие капельки, они скатываются, их протирают салфеткой, салфетка оставляет разводы, и мы берём новый бокал и начинаем всё сначала. Зачем этот геморрой? Берём подсолнечное масло, рафинированное и нерафинированное (если светлое пиво) — они хорошо смешиваются, — подбираем нужный заказчику тон, наливаем в бокал, и ничего с ним не происходит. Из стирального порошка делается отличная устойчивая пена, которая может прожить около получаса. Хорошие фуд-стилисты различают стиральные порошки по сортам и знают, сколько воды какой температуры добавить, чтобы получить пузырёк нужного размера.
Чтобы сфотографировать запотевшую бутылку с водкой, проще всего взять специальный спрей с имитацией запотевания. Все эти «Морозные узоры» можно купить в специальном магазине, где всех основных фотографов знают в лицо. Сложно снимать прозрачности и отражения, например флакончик духов с хромовой пробкой. Слышал, как ребята снимали самовары в каком-то тульском кооперативе: заклеили всё помещение белой бумагой, даже осветительные приборы, а фотографировали через дырку в стене, в которую засовывался объектив.
Когда мы снимали бульон, пузырьков жира должно было быть определённое количество. Это был концентрат бульона из кубиков, который получался какой-то хероватый. Cверху на нём должны были плавать жиринки, и просто добавить масла не получалось: то жиринки были слишком большие, то очень маленькие, то «ой, ну это очень много, что это у вас за сало плавает». В итоге сделали бляшки жира из эпоксидки: они плавали, смотрелись как родные, мы выставили нужное количество, чтобы они были распределены равномерно и не собирались в кучи. В общем, ад и геморрой.
Про вербу в августе
У всего, что будет печататься на бумаге, есть производственный цикл. С картиночкой будет работать куча людей, поэтому фотографии снимаются за три-четыре месяца до того момента, когда они должны попасть к потребителю. Сейчас мы снимаем для журналов октябрьские номера, а через недельку уже начнут присылать ноябрь.
Все любят черешню. И каждый уважающий себя журнал должен обязательно написать в сезон про черешню, хотя мне кажется странным, когда в десяти изданиях выходит статья про черешню. Ну, черешня, конечно, неисчерпаемая тема, но из года в год! В общем, в феврале-марте я бегаю по городу и ищу черешню. Я — чемпион по покупке черешни. В позапрошлом году я покупал её в «Глобус Гурмэ» по семь тысяч рублей за килограмм в марте. Это была единственная черешня в Москве. И так со всеми сезонными продуктами: арбузы я покупаю за два-три месяца по 500 рублей за килограмм.
В конце января у меня наступает Пасха. Всех полагающихся атрибутов (наклеечки на яйца, краска, верба) — вот этого всего в апреле вагон, но в феврале нет вообще. Однажды в церковной лавке меня чуть было анафеме не предали за то, что я спросил: «Есть ли что-нибудь к Пасхе?» — «Вот нехристи, не знают даже, когда Пасха! Какая же Пасха в феврале?» Я говорю: «Я готовлюсь заранее!»
Ехал я однажды нетрадиционной дорогой к родителям в гости мимо кладбища. Смотрю — сидит бабушка на обочине с охапкой офигенской вербы. «Красивая верба, — подумал я, а потом сообразил, что как бы август. И я так — по тормозам, задний ход. — Бабушка что, искусственная? Ого!» Очень хорошо сделано. Чуть-чуть в расфокус уходишь — вообще не отличить от настоящей. Правда, подоблезла уже немножко, поэтому с каждым годом она всё глубже и глубже у меня в расфокус уходит.
Новый год мы, понятно, снимаем в сентябре. Я начинаю обзванивать соседей. Быть моим соседом — очень клёво. После съёмок всю эту еду надо куда-то девать, она же лаком не обрызгана, поэтому я её им раздаю. Давеча свежих раков им отнёс. В сентябре я соседям говорю: «Добудьте мне ёлочных игрушечек». Они уже знают, к чему это: к новогодней еде, а там всегда большие порции и традиционные вкусные блюда.