Прическа в трех измерениях
Комоды нередко можно встретить и в современных квартирах. Над ними часто вешают высокие зеркала в деревянных рамах, чтобы хозяйка могла привести себя в порядок перед выходом на улицу. В советское время для этой процедуры служил специальный туалетный столик с полочками и зеркалом - трюмо.
Модной его модификацией стал трельяж, состоявший из трех зеркал. Одно - большего размера - крепилось непосредственно к основанию, сделанному в виде тумбочки, а два боковых навешивали на маленьких петлях уже на него. Поворачивая створки, дама могла видеть свою прическу едва ли не сзади. Особенно нуждались в трельяже любительницы шить - вот уже где можно было в деталях разглядеть, как "сидит" платье или блузка.
К слову, трюмо могло стоять и в коридоре, если, конечно, позволяла его площадь. В обоих случаях на туалетном столике можно было найти "тысячу мелочей". В спальне - флаконы с духами, тюбики помады, расчески и бижутерию, в прихожей - ключи, монеты, свежую газету из ящика. Нередко коридорный столик закрывали стеклом, под которым лежали расписание автобусов, график подачи в дом воды или афиша премьер в местном театре. Вдруг понадобится взглянуть перед выходом из дома?!
Трансформеры в спальне
Вышеупомянутая тахта на самом деле не была популярной, как, кстати, и софа. Скорее всего потому, что обе занимали много места в маленькой квартире, хотя особого комфорта не доставляли. Обычно тахту, если уж таковая имелась, использовали вместо детских диванчиков либо как место для гостей.
В 1980-е мебельщики сориентировались, и стали делать укороченную тахту с раздвижными секциями, которые ее как бы удлиняли. Естественно, это было вовсе не ноу-хау: трансформеры тогда делали на любой вкус. Успехом, например, пользовался стол-книжка, который при необходимости (вернее - именно без таковой) сворачивался до размеров узкого невысокого шкафчика. Но пиком моды считались диваны-книжки (диваны-кровати) и кресла-кровати, которые были почти обязательным набором для гостиной и уж тем более - для спальни. Даже если эти предметы и не очень подходили друг к другу и отличались, скажем, подлокотниками или цветом обивки, с помощью огромных покрывал или недорогих ковров (где их только не использовали!) им можно было придать вид комплекта. Днем в такой комнате было удобно собраться, чтобы посмотреть телевизор или пообщаться, а вечером гостиная легко превращалась в спальню.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть железные кровати с панцирной сеткой. Они появились еще в 1930-х, на них спали в годы войны, кое-где такие встречаются до сих пор. Нередко на узкой кровати приходилось ютиться супругам. Во сне они естественным образом скатывались в середину и не только мешали друг другу спать, но и растягивали сетку. Так что под этот "гамак" часто подкладывали листы фанеры или даже ненужные деревянные двери. Впрочем, по таким кроватям вряд ли кто-то ностальгирует - как говорится, не хочется и вспоминать.
"Каскад", "Рубин" и телефон с табуреткой
Зато уж точно нужно вспомнить о торшере с абажуром и люстре "Каскад", напоминавшей чешский хрусталь. Первый придавал комнате необыкновенный уют, вторая - солидность: это был еще один символ достатка советской семьи. То, что для массового потребителя "хрусталь" делали из пластмассы - казалось только его преимуществом, ведь то и дело радующие глаз "блестяшки" с люстры оказывались на полу. Их задевали головой, руками, перемещаемой по квартире мебелью, а дети нередко сбивали их, стреляя на поражение из игрушечных пистолетов или бросая свернутую в шарики бумагу. "Висюльки", как их называли малыши, падали, но не разбивались.
Что касается торшеров, то вся хитрость была в цвете тканевого абажура - в идеале он должен был повторять цвет штор. Впрочем, в последние годы стали появляться и пластмассовые абажуры со стеклянными вставками. В этом случае цвет корпуса подбирали в тон мебели. Стоял торшер около кресла и не подменял собой ночник у изголовья дивана - настольную лампу с небольшим абажуром либо плафоном. По большому счету, оба этих прибора использовались, в основном, во время чтения - читали в советское время немало и вовсе не ленту событий в социальной сети.
Альтернативой книге являлся, конечно, телевизор. Сначала они были черно-белыми, затем - в конце 1960-х - появились и цветные. Спрос на "Рубины", "Рекорды", "Радуги" и "Темпы" при их довольно высокой цене казался невероятным. Телеприемник почти всегда занимал место в углу самой большой комнаты - так, чтобы напротив можно было комфортно расположить как можно больше зрителей. И поначалу, когда телевизоры только появились, посмотреть выпуск новостей, фильм или концерт нередко звали не только родственников, но и соседей. Отметим, что телеприемники удачно вписывались в интерьер практически любой квартиры, потому что их корпус делали, как правило, из пластика, имитирующего цвет и фактуру дерева.
Что касается другого приемника - радио, то его чаще всего ставили на холодильник в кухне либо вешали на стену в коридоре, если, конечно, позволяла длина провода до радиоточки. Кстати, нередко радио выполняло… функцию будильника, чем не могли похвастать традиционные массивные часы с боем. Поскольку ночью радиосигнал не транслировали, с вечера приемник ставили на полную громкость, а ровно в 6 утра вся семья вскакивала при первых же звуках позывных радиостанции или гимна Советского Союза.
Наконец, вспомним еще один непременный аксессуар советской квартиры - дисковый телефон, трескучий звонок которого мог добавить бодрости в любое время суток. Чаще всего аппарат (долгое время они различались только цветом) ставили в прихожей - для этого даже продавали специальные полочки с резными ножками. Рядом же ютилась табуретка: разговоры порой длились так долго, что устоять было просто невозможно.