Об авариях, травматизме и несчастных случаях на дороге
Железнодорожный транспорт — второй в плане опасности после автомобильного. Все почему-то думают, что это пустые слова, но когда работаешь здесь, частенько узнаешь о множестве страшных случаев.
У одного знакомого машиниста на счету пять сбитых человек. Самый кровавый случай — когда парень шёл рядом с краем платформы и поезд зацепил его на полном ходу, несколько раз подкинул вверх, а потом по касательной закинул на платформу. Не так давно произошла околокриминальная ситуация: на одну из станций приехала электричка, и пока она стояла, в этот момент положили под колёса человека. Тут две версии: либо человек сознательно пришёл и решил покончить с жизнью, либо он уже был убит и его тело подложили для сокрытия улик. После отправления поезда там смотреть было уже не на что.
Машинисты, конечно, всё это тяжело переживают — после наезда на человека им полагается двухнедельный отпуск. Да, при виде преграды машинист должен погудеть и применить экстренное торможение, но успех зависит от текущей скорости, потому что тормозной путь может составлять метров восемьсот.
Аварийные случаи бывают и на станциях. К примеру, месяца три-четыре назад на одной из них вагоны ставили на тупиковый путь, и машинист слишком резко дёрнул состав. В результате он просто снёс административное здание где-то в пределах города. Или вот ещё классический случай. Для закрепления состава используется специальное устройство — металлический тормозной башмак. Периодически сотрудники нарушают норму закрепления, и вагоны начинают двигаться сами. Однажды таким образом сбили машину на переезде, а подобный факт очень тяжело скрыть. Иногда не открывается светофор, не переводится стрелка, особенно в зимнее время из-за налипания снега. Бывает, машины застревают на переездах — в этом месте может быть очень неровная дорожная поверхность. Или мотоциклист остаётся между шлагбаумами.
С людьми часто что-то случается. Недавно пьяный мужик упал между грузовым поездом и платформой, и ему зажало голову. Приехала скорая, его забрали, а он сбежал из больницы и вернулся на станцию за своей шапкой. Его потом вагонники держали, чтобы он больше ничего не натворил. На станции постоянно приходят играть дети. Они цепляются за вагоны и ездят по рельсам зимой. Ноги попадают под колёса — абсолютно стандартный случай.
Когда происходит наезд на сотрудника, начинается бесконечное количество проверок, приезжает транспортная полиция. А вот если под колёса попадает обычный человек, то это уже совсем другая история. Всё-таки железная дорога — закрытая территория, и находиться посторонним людям здесь категорически запрещено, поэтому тут скорее действует принцип «сам виноват». Не гуляешь по рельсам — тебя и поезд не собьёт.
Говорят, врачи большие циники, но на железной дороге происходит в точности то же самое. Когда я только пришёл сюда работать, я не мог понять, как может миловидная взрослая женщина рассказывать про то, как парню отрезало ноги, смеяться при этом и приговаривать: «Как говорится, ногти оставьте себе, а тапочки верните». Потом к этому ко всему привыкаешь. Потому что отрезанные ноги — это следствие человеческой невнимательности: переходят дорогу не в том месте, не смотрят по сторонам, напиваются до белочки. Опять же, очень часто на железную дорогу приходят прощаться с жизнью: тут мы вообще ничего не можем поделать.
Крушение поезда не всегда освещается в СМИ, в советское время вообще такие случаи, как правило, замалчивались. Был случай, когда электричка остановилась, чтобы высадить беременную женщину на каком-то перегоне. Мимо по соседнему пути шёл грузовой поезд со взрывчатым веществом. Это всё происходило в какой-то низине, где проходил газопровод, и там произошла утечка. Из-за трения колёсной пары произошло возгорание одного вагона. Из-за экстренной остановки график поездов сбился, и они встретились как раз в той точке, где скапливался газ, поэтому произошёл взрыв. Погибли все. И подобных случаев в то время было много. Как у нас говорят, «все инструкции на железной дороге написаны кровью».
У машиниста в кабине есть ручка газа, ручка тормоза и кнопки бдительности. Система тут такая: в определённое время раздаётся сигнал, и машинист должен быстро нажать на кнопку. Если не нажал, срабатывает повторный сигнал, но кнопка уже другая. В кабине есть скоростемерная лента, которая фиксирует, на какой станции поезд останавливался, на какой сигнал проехал. Если машинист не успел нажать кнопку, то это обязательно отобразится в ленте, и машинисту придётся объясняться. Но если и вторую не нажмёт, происходит экстренное торможение и поезд автоматически останавливается. После этого машиниста ждёт весьма неприятный разговор.