Небольшой комментарий к самому первому фото.
Реверс на 154 есть только на внешних двигателях. Поэтому второй двигатель в этом процессе не только не полезен, а даже и вреден - он создаёт прямую тягу.
Этот двигатель иногда выключают на рулении, так как тяга на малом газе у этих двигателей (Д-30КУ-154) довольно большая, и приходится часто тормозить самолёт (что приводит к нагреву и износу тормозов).
И самое главное:
роторы двигателей всегда вращаются в одну и ту же сторону, при любых режимах работы.
Просто направление движения реактивной струи на выходе двигателя изменяется с помощью различных устройств (решёток, заслонок, ковшей и т. д.).
_____________________________________________________________________________________
РЕВЕРС НА ИНОМАРКАХ:
По умолчанию, речь пойдёт про двигатель CFM-56-5. Это от Airbus 320 family.
Если про другие, то специально упомянется.
Итак...
Когда двигателю хорошо и прямоточно, то и выглядит он соответственно.
Примерно так:
Всё чудесно, пока летает.
Но вот на полосе бывает такая необходимость пилоту замедлить своё кресло.
Основное для этого - тормоза колёс.
Но для экономии оных (и как на крайняк) есть в двигателе реверс.
Это устройство для направления части реактивной струи вперёд по полёту и создания таким образом обратной тяги.
Применяется в основном на пробеге после посадки.
Эффективность реверса - так себе. По слухам, из 100% торможения примерно 70% приходится на тормоза, и лишь порядка 30% - на реверс (числа среднепотолочные, так что гнилые помидоры приберегите для другого раза).
Вот ТО САМОЕ МЕСТО
в расслабленном состоянии:
и с переложенным реверсом:
Реверсирование достигается перекрытием проточной части ковшами или заслонками.
Тогда воздуху деваться некуда и он летит туда, куда его направляют, вперёд под углом к оси двигателя.
С заду:
Каждое ухо приводится своим гидроцилиндром:
Как видим, проточная часть наружного контура почти полностью перекрыта:
Но не только этим важен реверс.
Капоты реверса образуют проточную часть наружного контура двигателя (куда воздух дует после вентилятора), то есть самого тяговитого контура.
И эти капоты можно открыть для доступа к горячей части двигателя.
Сначала открываются капоты вентилятора, потом реверсные:
Сзади открытые все капоты выглядят так: