Озеро Тана — крупнейшее в Эфиопии. Из него вытекает Голубой Нил, но главное, на нем расположено 28 островов, ставших домом для древнейших христианских монастырей мира. Каждый остров озера Тана хранит отшельнический монастырь, каждый из которых уникален и неповторим: он отличается от предыдущего фресками, убранством, цветовой гаммой.
Так, на острове Дек расположен один из наиболее интересных и труднодоступных (в силу своей удаленности) монастырей — Нарга. В районе этого храма живут несколько монахов, монашек и настоятель церкви Нарга Селаси. Церковь возвела эфиопская императрица Ментеваб в XVIII веке, используя для строительства гигантское дерево сикамора (то самое, на котором, согласно Новому Завету, сидел Закхей, выглядывая Иисуса в Иерихоне).
Вообще, каждая церковь на островах озера Тана — это детальный пересказ событий Нового Завета. Заходя внутрь, ты как будто оказываешься внутри книги и, проходя по кругу, словно читаешь страницы древних религиозных текстов.
Говоря «по кругу», я не ошиблась, ибо все церкви островов Таны построены в старой эфиопской традиции и имеют круглую форму. В такой церкви обязательно будет три круга: внешний для прихожан, а также танцев с барабанами и хороводами, еще один — для молящихся, причастившихся и дьяконов, и внутренний — так называемая «святая святых», в которой хранится копия Ковчега Завета.
Как мы говорили выше, согласно эфиопской традиции, наследник царицы Савской и царя Соломона привозит на родину Ковчег Завета, который сегодня надежно спрятан от глаз посторонних в Аксуме. Сегодня каждая эфиопская церковь хранит в своем сакральном центре уменьшенную копию Ковчега — Табот. И равно как в Скинию, святая святых иудейского Храма в Иерусалиме, не допускался никто, кроме первосвященника, точно так же и в святая святых эфиопской церкви запрещен доступ всем, кроме кеса и его дьяконов.
Эфиопская традиция диктует свои правила создания фресок. Здесь вы нигде не увидите икон в привычном православию виде. Напротив, все изображения наносятся на слой ткани, грубой канвы, которая крепится к глинобитным стенам церкви либо же клеится на доски. Для красок используются лишь натуральные пигменты, которые долго сохраняют свой цвет и практически не выгорают в сумерках храма. По большому счету образ, нанесенный на ткань, является такой же иконой, как и более привычное в России изображение, нанесенное на доску, однако эфиопская церковь, впрочем, как и любая другая, имеет свой собственный, легко узнаваемый стиль и традицию иконописи.
Рядом с каждой более или менее древней церковью, будь то острова озера Тана или же церкви Гондэра, чаще всего вы встретите монашеские кельи. Монахи, в отличие от служителей церкви, ведут анахоретский, отшельнический образ жизни, предпочитая не вступать в вербальный контакт ни с туристами, ни с прихожанами. Выделить монахов из толпы достаточно легко: часто они носят ярко-желтые шерстяные палантины, а также босоноги. Кесов, то есть священнослужителей, часто можно узнать по белым марлевым накидкам и чалмам на голове. Обертывание тела в белую марлю символизирует в эфиопской традиции тело Христа, закутанное в плащаницу.
Резюмируя, эфиопскую ортодоксальную церковь можно считать одной из наиболее древних, а учитывая ее географическую отдаленность от Константинополя и Рима, она, как никакая иная, сохранила древнюю христианскую традицию. Именно Эфиопия хранит старейшие рукописи, иконы и предметы культа, являющиеся настоящим сокровищем для каждого любителя истории и этнографии, именно в этой стране вы, как ни в одной другой стране Африки, чувствуете связь традиций и поколений, великую историю и загадку.
По материалам журнала Моя планета
Источник: www.moya-planeta.ru