Памятник строителям. На железобетоном рельсе стоит скрепер МоАЗ с табличкой: «МоАЗ №143. 25-тонный подземный автопоезд. Работал на строительстве тоннелей БАМа: Нагорного, Байкальского, Мысовых с 1975 по 1982 год. Установлен в день сбойки мысового тоннеля №2 16 октября 1982 года, в честь 60-летия образования СССР. Тоннельный отряд №16 УС. “Бамтоннельстрой”»
Интересная обделка с ромбовидными отверстиями на стыке. Если не ошибаюсь, это специальный тип сейсмоустойчивой обделки диаметром 5,6 метра. В какой-то книжке читал, что такая обделка использовалась в одном из южных метрополитенах СССР. В ромб вкладывалась металлическая пластина, которая приваривалась к проушинам в блоках. Стык дальше замоноличивался.
Буква М здесь смотрится очень феерично.
Первый Мысовой тоннель длиной 414 метров и портал второго.
А вот такая погода была на следующий день. В тоннелях не страшно, но виды снаружи особо не поснимаешь.
Один из двух пожарных резервуара емкостью 150 кубов. Такие резервуары есть в каждом тоннеле, кроме, кажется, первого.
Особенности проходки Второго Мысового тоннеля обусловлены тем, что с него началась вообще проходка Мысовых тоннелей с западного портала. Здесь отрабатывались технология и машины, организация производства и приемы труда. На строительстве этого тоннеля впервые была применена временная крепь.
Проходили обычным буровзрывным способом.
Внезапно заработала сигнализация — скоро поезд. Да еще и рабочий!
Как же комфортно снимать в таком широком тоннеле!
Так как вагон пассажирский, то получаем классический кадр уезжающих красных огоньков.
Из-за большого габарита были сложности с проходкой через слабые грунты. Особенно участки врезки от порталов и зоны тектонических разломов. Для их преодоления был разработан способ проходки под защитой опережающего экрана из труб.
Уширение габарита перед началом кривой.