Свежая с точки зрения кинематографических приемов работа Бертона и его новаторские приемы монтажа и склонность к нестандартному видению привычных вещей утвердили боссов студии в необходимость пригласить человека с большим творческим потенциалом на потенциальный хит кинопроката про Бэтмена – их логику можно понять. В результате его две картины «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается» стали эталоном стиля поп-артрхаусного кино – авторского фильма, доходчиво перенесенного из головы создателя до понимания массовым зрителем.
В коротком перерыве между «Бэтменами» Бертон создает рождественскую сказку о необычном пареньке, живущем затворником в замке близ обычного городка. Грустная рождественская история с восходящими звездами Голливуда, проснувшимися после этой истории знаменитыми. Сказка об одиночестве, человеческой жестокости и всепобеждающей вечной любви «Эдвард Руки-ножницы».
Затем у Бертона после небольшого перерыва вспыхнула иная страсть. После коммерческих успехов он получил некоторую финансовую свободу и взялся за авторское кино. И первым же проектом, не ориентированным на массового зрителя стал фильм о режиссере Эде Вуде (Ed Wood). Этот человек был славен тем, что за свою карьеру в кино написал сценарии к полусотне фильмов ужасов, в восемнадцати из них он был еще и постановщиком. Эда Вуда сыграл, как водится, Джонни Депп. В конце концов, это был фильм про друзей, а то, что он входит в число лучших фильмов в истории кинематографа лишний раз говорит о том, что картина своего зрителя нашла.
А вот с сатирой у Бертона не задалось. Комедия «Марс Атакует!» должна была стать очередной рождественской сказкой для взрослых – фильмом-катастрофой в лучших традициях «Нападения гигантских помидоров-убийц», с изумительной мультипликацией, язвительными диалогами, но выходящей в прокат во внеурочное время – канун рождественских праздников. Посмотреть было на что. Но пародийная лента, что прошлась по всем человеческим порокам и космическому блокбастеру «День независимости», вышедшему летом того же года, оказалась зрителю не по душе. Ни массированная реклама, ни мегазвездный состав, не спасли ленту от коммерческого провала. Из 70 миллионов бюджета кинотеатры США собрали чуть меньше сорока.
Провал был оглушительный и несколько приостановил прыть продюсеров, решивших дать отдохнуть творческому гению Бертона, собраться с силами и выдать на-гора коммерческий хит. Бертон же искал подходящий материал. Им стала готическая история «Сонная лощина» - короткий рассказ Вашингтона Ирвинга о безголовом всаднике, что в лунную ночь в канун Хэллоуина рубит головы жителям небольшого селения в Новой Англии. Успех картины был предопределен, даже не смотря на то, что лента вышла двумя неделями позже лихорадки кануна Дня Всех Святых – на День Благодарения.
Первое правило любого наездника гласит: упал с лошади – садись на нее снова. Иначе останется страх на всю жизнь. Тим Бертон это правило выучил хорошо, поэтому после провала «Марс Атакует!» взялся за еще одно нелегкое, почти фантастическое, дело – новую экранизацию романа Пьера Буля «Планета обезьян». Сложность заключалась не в том, чтобы не угодить поклонникам – за тридцать лет с момента постановки первого фильма по этому сюжету было создано шесть картин и несколько сезонов телевизионных сериалов. Сложно было сказать что-то новое, да так, чтобы это не шло в разрез с принятыми представлениями о романе. Была и другая сложность – бюджет. По мнению Бертона ста миллионов, выделенных на постановку, ему было явно недостаточно для осуществления задуманного. Боссы же студии 20th Century FOX полагали, что и подобные вложения вернутся в прокате с трудом. Впрочем, опасения были напрасны. Пускай ленте не была обеспечена хорошая пресса, но производство свое он окупил и студия, в основном благодаря международному прокату, получила немалую прибыль.