Обед для всех обязателен, его готовит лагерный повар – как для узников, так и для охранников. Также несколько раз в день заключённые обязаны отмечаться. Цель тюрьмы острова Бастой состоит не в том, чтобы оскорбить добропорядочных граждан Норвегии, балуя преступников вместо того, чтобы наказывать, а изменить их и позволить им вернуться в общество.
Так, каждому зэку государство выделяет здесь 50 крон в день (примерно 300 рублей). На эти деньги он должен покупать продукты для завтраки и ужина (обед – за счёт тюрьмы; причём охранники едят то же, что и охраняемые), хозяйственные принадлежности, одежду, и т.д. Особо не пошикуешь, тем более учитывая норвежскую дороговизну. Зато то, что выращивается и делается сами зэками, справедливо делится на их участие в создании продукции. В итоге, ежемесячно работящий зэк получает здесь ещё до 10 тысяч крон (примерно 60 тысяч рублей).
Кроме сельского хозяйства, важными отраслями на Бастое являются рыболовство – ежедневно вылавливается до 100 кг трески и пикши, а также налажено производство мебели из собственного сырья. Рубки ухода (когда вырубаются только старые или больные деревья) дают топливо для обогрева коттеджей.
Заключенные подсчитываются ежедневно утром и вечером.
В 2010 году Бастой вообще стал первой в мире «органической тюрьмой». Все отходы (кроме пластика, который здесь запрещён) перерабатывается в компост. Удобрения и средства защиты растений – только органические. Установлены солнечные батареи, из древесных отходов делаются паллеты для отопительных котлов, все машины и трактора переведены на биодизель (производимый из рапсового масла).
Подъём здесь – в 7.00. В 8.00 начинается работа. 2-часовой обеденный перерыв. Работа заканчивается в 16.30. Вечером зэк может заниматься чем угодно – читать в местной библиотеке (тут собраны около 10 000 книг), сидеть в интернете (правда, не более 2 часов), смотреть телевизор (разрешены 4 телеканала), заниматься спортом (без ограничений), играть в местной рок-группе или театральном кружке. В 22.00 – отбой. На острове запрещены наркотики и алкоголь (еженедельно сдаются анализы мочи на наличие наркотиков), за нарушение – отправка в тюрьму на материк.
Как бы удивительно это ни звучало, но метод этой сказочной тюрьмы работает. По статистике, 20% преступников, побывавших в норвежских тюрьмах, повторно оказываются там спустя несколько лет после освобождения. А из тех, кому выпала возможность провести срок на острове Бастой, повторно осуждёнными оказываются лишь 16%.
В чём же дело? Ведь в целом норвежская пеницитарная система очень гуманна (т.е. не менее гуманна, чем на острове). Так, тут существует «очередь на отсидку» – примерно 20-25% норвежцев, получивших срок (в основном небольшой – до 5 лет) находятся на воле, пока для них освободится место в тюрьме. И всё это время срок им учитывается (в итоге 5% вообще «мотают срок», находясь дома). Люди, отсидевшие более половины срока за тяжкие преступления, а за лёгкие – и с самого начала отсидки могут подать ходатайство на выход из-за стен тюрьмы на волю или учёбу в дневное время (в 2/3 случаев такие ходатайства удовлетворяются; ночуют же они в тюрьме). Мелкие преступления тут вообще рассматривает не суд, а т.н. «психолог-примиритель». В случае, если преступник осознал тяжесть своего деяния, то ему дают штраф, условный срок или вообще прощают. В России же, напомним, за мелкое хулиганство, кражу, более чем на 1 тысячу рублей, угрозу убийством, халатность и т.п. мелкие преступления люди получают реальные сроки в 2-5 лет. Раз в год в Лиллихаммере министр юстиции и его замы, депутаты парламенты и делегация зэков от каждой тюрьмы (это 50-70 человек) заседают в горном отеле 3 дня, где они совместно решают, как улучшить жизнь заключённых и перевоспитать их.
“Главное – создать ситуацию, в которой заключённые смогут открыть себя с новой стороны, начать вновь уважать самих себя”, – говорит начальник колонии Арне Квернвик Нильсен.
И всё же тюрьма Бастой оказалась эффективнее, чем прочие гуманистические ухищрения норвежских властей. Криминолог Крист уверен, что секрет «ресоциализации» – именно в коллективной работе на земле. Ещё в самом начале эксперимента он признавался, что на эту идею его натолкнули записи индейского вождя Сиэтла от 1850 года. Коренной американец тогда проповедовал белым людям, что те «оторвались от природы, хотят её подчинить, а не жить в гармонии с ней».
-«Мы даём заключённому чувство гармонии с природой. Это отвращает от насилия», – говорил Кристи.