В причинах аварии К-219 разбирались опытные специалисты СССР и США, были написаны научные труды, сняты художественные и документальные фильмы. Было несколько версий причин аварии, в том числе и столкновение с американской подводной лодкой, диверсия.
Самая реальная версия – технический брак, из-за которого вода поступила в ракетную шахту № 6 на большой глубине, что и вызвало взрыв ракеты. Но не об этом сейчас речь.
С каким-то гнусным бездушием подвиги моряков замалчивались, скрывались от народа. Сергей Преминин получил звание Героя Российской Федерации посмертно лишь в 1997 году!
Награды пришли гораздо позднее, как часто бывало после Великой Отечественной войны. В годы войны и после нее все могло быть оправдано несовершенством работы почты, утерей документов, а здесь – только трусливостью, осторожностью и бездушием чиновников в военно-морской форме, для которых главным было сохранение тайны аварий, катастроф, гибели, в общем – неудач, к которым они могли быть причастны. Поэтому обвиняли экипаж и командира К-219 в "плохой борьбе за живучесть корабля", на что Игорь Кудрин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников заявил: "Ходили такие разговоры, что вы боролись за живучесть, но плохо, людей мало погибло. А вот погибло бы пол-экипажа, значит, вы хорошо боролись".
Было также несколько версий, почему атомоход, уже буксируемый с места аварии, так быстро ушел на дно. Специалисты считают: скорее всего, из-за того, что подлодка К-219 приняла слишком много воды в машинное отделение через винтовую группу и поврежденный ракетный отсек. Была и вероятность того, что последний оставшийся на атомоходе офицер, командир Игорь Британов, так и не допустивший на борт американских военных, собственноручно отправил К-219 на дно. Были для этого и веские причины. Командир корабля не мог выполнить нелепый приказ из Москвы, где предписывалось: "В связи с невозможностью дальнейшей буксировки высадить экипаж на крейсер и следовать своим ходом в ближайший порт Советского Союза". В этом случае пустой корабль с заглушенной энергетической установкой становился легкой добычей противника. Некоторые версии, документы спрятаны под грифом "секретно", возможно – навсегда.
Российский военный моряк – особое сословие нашего общества. Это элита вооруженных сил страны, их нравственная сила. Это патриоты, с самых истинных, честных, душевных позиций. Во время борьбы за живучесть своего корабля они упорно отказывались от помощи экипажей прибывших туда американских кораблей, подлодок. И этот отказ был обусловлен не только желанием сохранить секретность оборудования и вооружений К-219, но и тем, что не могли допустить наши подводники, чтобы на палубу корабля ступила нога моряка вражеского флота.
Флот США в те годы был определен для СССР как вражеский. Здесь можно и нужно вспомнить затопление русского флота в 1885 году возле Севастополя, гибель "Варяга" и "Корейца", миноносца "Стерегущий", отказ от эвакуации на американские суда экипажа К-19. Не могут наши моряки позволить, чтобы их родной дом, а военный корабль всегда ассоциируется в сознании матросов и офицеров с родным домом, был захвачен врагами. Лучше уйти на дно.
Экипаж атомной подводной лодки К-219 сделал все возможное, а матрос Сергей Преминин – невозможное, чтобы спасти не только советских моряков, своих флотских братьев, но и миллионы жизней мирных жителей, чтобы не допустить ядерной подводной катастрофы, страшного заражения мирового океана. Склоним перед ними головы, помянем в своих душах погибших, пожелаем благополучия живым и не будем забывать о подвиге, спасшем нашу планету.