Чему учит эта история? Двум вещам.
Первая – производство почти любого продукта рано или поздно будет монополизировано и индустриализировано. Для богатых людей, действительно озабоченных настоящим здоровым образом жизни, а не тем, что рекламируют глянцевые журналы, останутся ниши «органического питания». Они уже есть сейчас, и эта продукция на Западе стоит в 2-3 раза дороже обычной. Инфраструктура здорового питания, для 5-10% населения, способных платить за это дорогое удовольствие, будет развиваться, особенно в странах Второго мира (типа России или Мексики), где среди высших классов укореняется стандарт качественного образа жизни (а не только количественного, как это было раньше).
Постиндустриализация в «золтом миллиарде» уже сейчас выбрасывает в безработный мир миллионы людей. Кто-то из них довольствуется вэлфером, а кто-то начинает выстраивать параллельную реальность: начиная с оккупации заброшенных остовов фабрик и заканчивая т.н. «городским огородничеством» – архаических, «органических» механизмов производства еды. Параллельно этому идут параллельные школы, религии («секты») и прочая составляющая нематериального мира. Т.е. производство здоровой еды будет перемещаться и в маргинальные ниши, наряду с высшими.
Второй урок: это потеря доверия к некогда объективным институтам общества – начиная с тех самых злополучных лабораторий по проверке качества мяса и заканчивая социологическими службами и медиа. На Западе, особенно в США, в этих сферах тоже начинает выстраиваться «параллельный мир», свободный от денег и диктата крупных компаний, лоббистов и госструктур. Он финансируется с помощью краудфандинга – добровольных пожертвований граждан на тот или иной проект. В этом случае обман своих адептов обернётся полной потерей финансирования, и это удерживает «новые структуры» от манипуляций и обмана. Скорее всего, в будущем мы вообще можем увидеть добровольное или даже принудительное (в странах евросоциализма) введение налога для краудфандинга, когда человек будет перечислять, к примеру, 1-2% дохода на финансирование «параллельной реальности». Впрочем, нечто подобное уже есть в Первом мире – обязательный (скажем, в Германии) или добровольный (в США) налог на содержание церкви.
Россия пока далека от этих печальных западных реалий...
.