Моцарт («Маленькие трагедии»)
Источник:
Экранизация сразу нескольких произведений Пушкина вышла в 1979 году в формате трехсерийного фильма. Валерий Золотухин сыграл одного из самых известных персонажей пушкинской прозы — Моцарта из «Моцарта и Сальери».
Когда режиссёр Михаил Швейцер задумал снимать фильм, то предложил Золотухину самому выбрать героя. Актёр выбрал отравителя Сальери — он считал, что эта роль ещё не сыграна по-настоящему. «Тогда будешь играть Моцарта!» — пошёл «от противного» Швейцер. Золотухин не огорчился, зато расстроился Иннокентий Смоктуновский, который мечтал о Моцарте, а был назначен на Сальери…
Сам Золотухин говорил, что у него была общая черта с Моцартом — полное отсутствие чувства зависти. Правда, его друг Владимир Высоцкий сформулировал это так: «Золотухин никому не завидует, потому что знает, что он лучше всех…»
Дед («Участок»)
Источник:
Семён Миронович по прозвищу Хали-Гали должен был стать комическим стариком, местным балагуром, почти что деревенским сумасшедшим, но Валерий Золотухин видел его как глубокого вдумчивого персонажа. Вся его весёлость была напускная, за которой скрывался много видевший и переживший мудрец. Именно таким он и пытался сделать Хали-Гали, соединяя в нём комедию и драму.
Актёра сразу утвердили на роль, но он сам попросил сделать кинопробы — хотел посмотреть со стороны насколько хорошо у него получается передать характер. И во время съёмок неоднократно просил сделать дубль сцены, если ему приходило в голову как можно ещё украсить образ доброго чудаковатого деда — в роль он вошёл настолько, что порой в деревне, где шли съёмки, его принимали за местного жителя. Больше всего в этой роли Золотухину нравилось, что его стало узнавать новое поколение. Для старших он навсегда остался Бумбарашем, а для молодёжи стал Хали-Гали.
Источник: