Источник:
Взрыв на Минском радиозаводе. 10 марта 1972 года, Минск
Источник:
Взрыв произошёл в 19:30 по местному времени, во время работы второй смены. Сила взрыва была такова, что 2-этажное здание полностью превратилось в руины. Взрыв был слышен в нескольких километрах от места трагедии. Пожар был минимальный, огонь был лишь в вентиляционных шахтах и горели отходы производства, скопившиеся в цеху. В течение первых 10 минут до приезда спасателей местные жители и люди, случайно оказавшиеся недалеко от места трагедии, проникали на территорию завода и оказывали посильную помощь пострадавшим. Позже силами милиции и армии место трагедии было оцеплено, а информация о катастрофе из официальных источников поступала весьма скудная.
Спасательная операция осложнялась тем, что у спасателей не было достаточной техники, чтобы разбирать образовавшиеся завалы. Многие люди погибали от переохлаждения, в ту пору стояли сильные морозы, а также от полученных травм, не дождавшись помощи. Краны по разбору завалов появились на месте трагедии лишь к утру следующего дня. Но и они были недостаточно мощными, массивные обломки часто срывались по новой, придавливая продолжавших оставаться под завалами потерпевших. На месте трагедии погибшими были извлечены 84 тела. Ещё 22 человека скончались в больницах, всего жертвами трагедии стали 106 человек.
Сразу после трагедии было несколько версий случившегося, одна из которых заключалась в том, что: были недостаточно исследованы свойства импортного лака, который начал применяться на производстве незадолго до трагедии, предельная норма которого была установлена в 65 г на 1 кубический метр, тогда как после детальных исследований военными специалистами уже после трагедии было выявлено, что даже 5 г была взрывоопасной дозой.
Источник:
Радиационная авария в бухте Чажма. 10 августа 1985 года, Бухта Чажма, посёлок Шкотово-22
Источник:
Авария случилась на АПЛ К-431 проекта 675, которая 10 августа 1985 года находилась у пирса № 2 для перезарядки активных зон реакторов. При выполнении работ использовались нештатные подъёмные приспособления, а так же были грубо нарушены требования ядерной безопасности и технологии. При подъёме (так называемом «подрыве») крышки реактора из реактора поднялась компенсирующая решётка и поглотители. В этот момент на скорости, превышающей разрешённую в бухте, мимо прошёл торпедный катер. Поднятая им волна привела к тому, что плавучий кран, удерживавший крышку, поднял её ещё выше, и реактор вышел на пусковой режим, что вызвало тепловой взрыв. Мгновенно погибли 11 офицеров и матросов, осуществлявших операцию. Их тела были практически полностью испарены взрывом. Позже, при поисках в гавани, были найдены небольшие фрагменты останков.
В центре взрыва уровень радиации, определённый впоследствии по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90?000 рентген в час. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался мощными выбросами радиоактивной пыли и пара. Очевидцы, которые тушили пожар, рассказывали о больших языках пламени и клубах бурого дыма, который вырывался из технологического отверстия в корпусе лодки. Крышка реактора весом в несколько тонн была отброшена на сотню метров. Тушением занимались неподготовленные сотрудники — работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. При этом у них не было ни спецодежды, ни спецтехники.
На месте аварии был установлен режим информационной блокады, завод был оцеплен, пропускной режим завода усилен. Вечером того же дня была отключена связь посёлка с внешним миром. При этом никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, ввиду чего население тоже получило дозу радиационного облучения. Известно, что всего в результате аварии пострадали 290 человек. Из них 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 — лучевая реакция.