Вкус победы
Популярная газировка 1990-х годов Herschi Cola была запущена в 1986 году в Голландии. Название завода по производству безалкогольных напитков произошло от имени основателя — Herman Schiffers (Герман Шифферс). Это была небольшая компания, которая предлагала европейскому рынку более дешёвый аналог Coca-Cola и Pepsi.
В начале 1990-х годов, когда рынок СНГ открылся для импорта, голландский производитель также предложил свой товар потребителям. Неожиданно бренд стал очень популярен. Во многом сыграло свою роль запоминающееся для русского уха название, яркая этикетка и пластиковая бутылка с чёрным донышком. Но главным фактором стала реклама со слоганом «Herschi Cola — вкус победы».
Помимо Coca-Cola, производитель предлагал как альтернативу Fanta — Herschi Orange и на замену Sprite – Herschi Citron. Неизбалованный советский, а потом и российский потребитель не только с удовольствием покупал напитки, но и собирал этикетки и хранил пустые бутылки из-под газировки.
Однако в середине 1990-х годов деятельность в России развернули гиганты-производители Coca-Cola и Pepsi. Благодаря мощности и объёму они смогли снизить цену на свою продукцию. В отличие от Европы, где Herschi была всегда дешевле основных брендов, за счёт чего и имела свою долю покупателей, в России сложилась обратная ситуация, при которой голландский товар был дороже американского. Неудивительно, что вскоре Herschi была вытеснена с российских прилавков.
Сам бренд после этого продержался недолго, выпуская 130 млн литров в год, и уже в 1999 году был продан концерну Bavaria. Пивоваренная компания не получила прав на использование названия марки, поэтому стала развивать собственные бренды безалкогольных напитков, например, Hero.
Неизменно превосходный результат
История самого популярного риса 1990-х годов Uncle Ben’s берёт своё начало в 1910-х годах. В то время два учёных — немецкий Эрих Хузенлауб и британский Френсис Херон Роджерс — изобрели форму обработки и хранения риса без потери его полезных свойств. После пропаривания и высушивания время его приготовления также было заметно сокращено.
В 1942 году появилась компания Converted Rice под руководством Хузенлауб и его партнёра Гордона Харвелла, которая занялась поставкой риса Американским и Британским вооружённым силам, а также их союзникам. Преимуществом продукта было то, что его можно было сбрасывать войскам с воздуха, он не подвергался заражению, сохранял питательные свойства и, что было немаловажно, — готовился быстрее, чем аналоги.
После поставки риса вооружённым силам компания хотела предложить свой продукт широкой общественности. Но для этого требовалось сменить имя на более звучное и придумать запоминающуюся упаковку. В то время Гордон Харвелл был завсегдатаем одного чикагского ресторана, где метрдотелем трудился Фрэнк Браун.
Во время одного такого ужина Харвеллу пришла в голову идея разместить изображение добродушного Брауна на упаковке риса. Как гласит легенда, метрдотелю предложили $50 за возможность эксклюзивно использовать его фотографию на неограниченный срок. Браун и представить не мог, насколько популярным станет бренд, а вместе с ним и его лицо.
А вот название бренда «дядя Бен» взято из американского фольклора, это был популярный фермер из Техаса, занимавшийся выращиванием риса, о качестве которого ходили легенды по всей Америке. Кроме того, обращение «дядюшка» было чрезвычайно популярно в южных штатах, оно не означало родство с человеком, а служило неким символом уважения к старшим.
Позже некоторые обвиняли Харвелла в плагиате. Ведь ещё в 1889 году в Чикаго дебютировала смесь для приготовления блинов Aunt Jemima. Бренд блинов, сиропов и других продуктов для завтрака принадлежал компании Quaker Oats, дочерней точке PepsiCo. Концепция нового имиджа полностью совпадала с Aunt Jemima.
Тем не менее, новое название и лицо на упаковке было зарегистрировано Харвеллом в качестве торговой марки в 1947 году. А уже через пять лет Uncle Ben’s стал рисовым брендом №1 в США. Стоит отметить, что вплоть до 1990-х годов он не сдавал своих позиций и был самым популярным в Америке.
В 1959 году бренд перешёл под контроль корпорации Mars. Помимо традиционного риса, компания занялась распространением дикого и длиннозернового риса, а в 1970-х годах запустила производство коричневого риса.
В пределах США бренду было уже тесно, и в 1966 году он вышел на рынок Великобритании. Компании потребовалось более 10 лет, чтобы вывести марку в Европу, рис Uncle Ben’s появился в Бельгии. В середине 1970-х годов объём продаж бренда достиг отметки $100 млн, к началу 1980-х эта сумма удвоилась.
Производитель не стоял на месте и предлагал покупателям новинки. Например, рис стали расфасовывать по пакетикам, в которых его можно было варить. Это было удобно с точки зрения расчёта порций, а главное, он не рассыпался ни в сыром, ни в готовом виде.