Ситуация усугублялась ещё и тем, что большевики точно знали: таким минимумом дело не ограничится. Несколько стихийных вскрытий мощей, проведённых в 1918 году, показали, что к делу сохранности своих святынь РПЦ относилась спустя рукава. На местах их могли в силу элементарной халатности, например, потерять. Или довести до непрезентабельного состояния. В случае утраты могли и подменить, надеясь на то, что как-нибудь пронесёт.
Вот что оказалось в раке с мощами Тихона Задонского.
Это признавалось и верхушкой РПЦ. С января 1919 г. в Синод стали поступать панические сообщения: «При осмотрах мощей представителями гражданской власти иногда бывали обнаружаемы не имеющие никакого отношения к мощам и доселе неизвестные предметы». Патриарх Тихон реагирует как полагается. Во-первых, решает возродить «давно забытое право осматривать мощи». Во-вторых, издаёт указ, согласно которому надлежало немедленно навести в деле сохранения святынь порядок: «Устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет». В беседе с митрополитом Арсением патриарх сказал: «Впредь за подобные явления будет отвечать каждый в отдельности преосвященный!»
Однако никакого «впредь» уже быть не могло. Да, решение патриарха было правильным. Но оно запоздало лет на тридцать: именно тогда надо было наводить порядок и спрашивать с преосвященных по всей строгости. Сейчас было совсем поздно. Указ патриарха вышел 17 февраля 1919 г. Большевики опередили его на один день.
И кое-где открылись некрасивые вещи. Нет, с мощами всенародно признанных святых масштаба Сергия Радонежского или Александра Невского всё было в порядке. Ни недостачи, ни каких-либо «лишних предметов» там не обнаружили. А вот в ряде других случаев доходило до анекдотических ситуаций.
Вот, скажем, протокол вскрытия мощей Артемия Веркольского в Архангельской губернии: «По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет».
Вот что нашли при обследовании мощей св. Иулиании Новоторжской: «Останки с костями рук и суставами пальцев». Всё бы ничего, только, согласно житию святой, руки у неё были отрублены и она «приплыла вверх по течению без рук». А в раке Макария Калязинского кроме ожидаемых останков более-менее сносной сохранности нашли вот что: «Медных денег 115 монет, 7 серебряных монет, пуговица, фабричный гвоздь, две гайки с полудюймовой резьбой, полтора фунта лаврового листа в упаковке».
Источник: