Помните эпоху артиллерийских тягачей? Это как раз и была попытка увеличить мобильность полевой артиллерии. В принципе, создать тягач, способный не отставать от танковых подразделений, можно. Точно так же, как можно создать шасси для орудий, которые бы выдерживали такие перемещения. Но совершенно нереально выглядит идея об эффективной работе батарей, которые начинают огонь без разведки и артиллерийских наводчиков на передовой. Да и управление такими батареями выглядит более чем проблематично.
Таким образом, массовое появление различных самоходок в РККА, как и в других воюющих странах, именно в период 1942-43 годов — это общая тенденция развития бронетехники. Развитие танков породило развитие артиллерии поддержки этих машин. Не поддержки пехоты, а именно поддержки танков. И это направление развивается в настоящем времени.
О самой САУ.
Возвращаясь к нашей героине, необходимо сказать, что эта машина является логическим продолжением всех тех разработок, которые существовали в советской промышленности как в довоенный, так и в военный периоды. Потому и выглядят наши машины того времени как братья (или сестры). Не близнецы конечно, но братья точно.
Иногда вызывают вопросы орудия, которые использовались. Сегодня, из будущего, мы уже можем оценить эффективность орудий того времени достаточно объективно. Однако в тот период такой возможности не было. Преимущества и недостатки орудий часто выявлялись уже в процессе эксплуатации. Поэтому и решения принимались на основе оценки пушек и гаубиц специалистами. Калибры же и даже сами орудия, которые должны быть использованы в САУ, определялись очень конкретно.
15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета ГАУ РККА. Были приглашены не только члены комитета, но и представители воинских частей, руководители заводов и КБ, специалисты из Наркомата вооружений (НКВ). Считается, что именно на этом пленуме и были поставлены конкретные задачи по созданию полноценных советских САУ. Там же были определены и орудия, которые предлагалось использовать для новых машин.
Для самоходной артиллерии были определены следующие системы.
Для поддержки пехоты на САУ предлагалось устанавливать 76,2-мм пушку ЗиС-3 или 122-мм гаубицу М-30, образца 1938 года.
Для разрушения сильно укрепленных позиций, инженерных сооружений и оборонительных полос предложено использовать 152,4-мм гаубицу-пушку МЛ-20, образца 1937 года.
СУ-122 была разработана именно с учетом этих рекомендаций. А учитывая, что машину разрабатывали практически параллельно с СГ-122, эта самоходка вообще рекордсмен по скорости создания. Ну представьте себе скорость работ. В октябре 1942 года ГКО постановил начать разработку машины на базе Т-34 (19 октября, постановление ГКО №2429сс). 29 октября особая конструкторская группа УЗТМ Л.И. Горлицкого (Н.В. Курин, Г.Ф. Ксюнин, А.Д. Неклюдов, К.Н. Ильин и И.И. Эммануилов) представила проект объекта У-35.
30 ноября 1942 года начались заводские испытания. С 5 по 19 декабря конструкторы УЗТМ и завода №592 уже на Гороховецком полигоне проводят государственные испытания. А в декабре 1942 года машина уже прошла испытания, принята на вооружение и рекомендована к серийному выпуску. Первые предсерийные машины пошли в войска (10 единиц старой (У-35) конструкции рубки). Серийные машины пошли в январе 1943 года. Машинами вооружались самоходные артполки средних СУ. По 16 установок в полку.
Коротко рассмотрим саму машину внимательнее. Установка монтировалась на базе танка Т-34 (Т-34-76). Боевая рубка установлена в передней части корпуса. Рубка сварная, из броневых катаных листов различной толщины — 15, 20, 40 и 45 мм. Противоснарядное действие усиливалось рациональными углами наклона бронелистов. Лоб был составным и имел разные углы наклона — 57 и 50 градусов. Для защиты от пехоты противника и дополнительного обзора, у экипажа имелись отверстия в бронелистах, закрытые броневыми пробками по всей окружности машины.
На крыше рубки имелось две башенки. Командирская и смотровая (у наводчика) для установки панорамы Герца.