12 лет рабства / 12 Years a Slave (Стив МакКуин, 2013)
Источник:
Существуют мини-сериалы и фильмы от современных «Корней» (2016) или «Джанго освобождённый» (2012) до «Унесённых ветром» (1939) которые пытаются поднять и анализировать период рабовладельчества в США, но третий фильм Стива МакКуина под названием «12 лет рабства» многие американские критики считают наиболее честным в отображении этого чудовищного феномена, достигшего определённого пика в середине 19-го века. Режиссёр традиционно для себя сочетает кинематографичную жестокость и сложную тему; добиваясь подлинного художественного мастерства, он следит за персонажем Чиветеля Эджиофора Соломоном Нортапом, который в силу обстоятельств превращается из свободного человека в раба под палящим солнцем американского Юга.
Широкими мазками, красочными эпизодами МакКуин воссоздаёт атмосферу того времени, показывая полный путь раба: от аукциона на невольничьем рынке и транспортировки в нечеловеческих условиях, до описания быта и тяжёлого труда невольников, которые приводят к психологической деформации. Афроамериканцу МакКуину приходится искать сложные выразительные решения, чтобы передать красоту стремления к свободе, очистительные моменты единения рабов во время совместного пения, внутренние терзания, раскрываемые крупными планами.
В основу сюжета легла реальная история Соломона Нортапа, описанная им самим в одноимённой книге, так что авторов сложно обвинить во лжи и передёргиваниях – всё из первых рук. Мало кто с такой страстью и желанием явить миру правду брался за описание жизни, или лучше сказать существования чернокожих в США до Гражданской войны, желая сделать это не только с долей исторической достоверности, но и на высоком художественном уровне.
Битва за Алжир / La battaglia di Algeri (Джилло Понтекорво, 1966)
Источник:
Этот фильм легко принять за документальный, ведь помимо чёрно-белой гаммы и съёмки «с рук» в нём используются настоящие «декорации», а главное – люди, коренные алжирцы и французы, ведущие борьбу друг с другом: одни за независимость, другие – за господство. Колониальная система по всему миру рушится и Франция, уже потерявшая владения в Индокитае, не намерена расставаться с вассальными землями у себя под боком.
Безусловно, фильм не беспристрастен – он симпатизирует алжирскому сопротивлению, рассказывая о борьбе граждан, объединённых одной идеей, сражающихся на чистом энтузиазме. Неслучайно фильм был запрещён во Франции на протяжении пяти лет. При этом, будучи обращённым в прошлое, фильм предвидит многие конфликты будущего: от Северной Ирландии 1970-х до Ирака 2000-х. Этот неустаревающий и бесспорно актуальный киноэксперимент на грани докудрамы продолжает удивлять зрителей и впечатлять критиков, потрясая масштабом и поднимая сложные нравственные проблемы.
Бен-Гур / Ben-Hur (Уильям Уайлер, 1959)
Источник:
Римская империя – колыбель европейской истории, а её величественный образ появился на экранах почти одновременно с рождением профессионального кинематографа и не сходит с них по сей день (вспомнить хоть «фэнтезийного» «Гладиатора», хоть основанный на «Записках о Галльской войне» и старающийся держаться поближе к историческим событиям сериал «Рим»). «Бен-Гур» не стремится к предельному историзму сюжета, уделяя большое внимание деталям и размаху постановки: декорации городов, гонки на колесницах (за которые постановщику был выделен специальный Оскар), одежда персонажей потребовали грандиозного по тем временам бюджета, но вложения себя оправдали. «Бен-Гур» собрал рекордные 11 Оскаров и спустя годы снискал лавры культового фильма «золотой эпохи» Голливуда.
Сюжет библейски прост и притчев: бывшие друзья еврей Иуда Бен-Гур и римлянин Мессала встречаются много лет спустя и ссорятся, после чего могущественный римлянин обрекает Иуду на галерное рабство, а его семью на изгнание. Весь остальной фильм – восхождение Бен-Гура с самых низов, в надежде отплатить за свои несчастья. Все эти события происходят в эпоху жизни Христа, что придаёт эпическому сверкающему развлекательному пеплуму моральный подстрочник, проводит параллель между ценностями закоренелых язычников и первых христиан.