Источник:
Источник:
3. Плотина Саут-Форк
Источник:
Джонстаун расположен в штате Пенсильвания. Основанный в 1794 году европейскими колонистами, город начал быстро развиваться, когда в 1834 году к нему была проложена железная дорога. На момент стихийного бедствия в городе проживало 30 000 человек. Джонстаун находится в долине реки Конемах в окружении высоких холмов и Аллеганских гор. Город в значительной степени был обязан своим благосостоянием реке, но она же создавала для него угрозу, выходя из берегов в результате обильных дождей. Суровым испытанием для города становились зимы, поскольку снег в горах часто мешал сообщению с остальным миром.
До исторического наводнения 1889 года разливы реки не причиняли городу слишком больших бед. Первое наводнение, нашедшее отражение в личных дневниках европейских переселенцев, случилось в 1808 году. И с этого времени каждые десять лет существенный подъем воды в Конемахе доставлял городу неприятности, но с такими проблемами, как в 1889 году, жителям сталкиваться не приходилось, и никто даже не предполагал, что может произойти бедствие такого масштаба. Наводнение оказалось не только самым сильным из всех, которые пришлось пережить Соединенным Штатам в XIX веке, но и по количеству жертв превзошло все остальные во всей истории США. Зародившаяся над штатами Небраска и Канзас буря начала 28 мая свое движение на восток. Два дня спустя она обрушилась на Джонстаун и долину реки Конемах сильнейшим ливнем. Количество осадков, выпавших за сутки, побило все рекорды: 150-250 мм. Ночью 30 мая ситуация стала критической, когда окрестные мелкие речки и ручьи постепенно начали превращаться в бурные потоки, которые выворачивали с корнем деревья и сносили телеграфные столбы. На следующее утро под водой оказалось железнодорожное полотно, и в любую минуту была готова выйти из берегов Конемах. Первую половину дня 31 мая уровень воды продолжал подниматься. В середине дня положение осложнилось еще больше. Расположенная в 23 км выше по течению плотина Саут-Форк не выдержала напора, и воды озера Конемах хлынули в реку, переполнив ее, стремительный поток со скоростью более 60 км/час ворвался в город, сметая все на своем пути. Под ударами обломков, которые несла с собой взбунтовавшаяся река, рушились здания, и очень немногие из них смогли устоять. В считанные минуты отдельные части города оказались под восемнадцатиметровым слоем воды. Выжившим после наводнения пришлось часы, а то и дни провести на крышах уцелевших домов или плавать, цепляясь за двери, окна или стволы деревьев, - за все, что давало возможность спастись.
Прорыв плотины Саут-Форк вызвал после катастрофы яростные споры. Построенная в период между 1838-1853 годами как часть государственной системы каналов, она была продана вскоре после открытия частным компаниям. Ее окружали роскошные дома и рестораны, не говоря уже об охотничьем клубе, построенном ради местных магнатов, но сама плотина оставалась без должного внимания и ветшала. Жители города жаловались мэру и владельцам плотины на появившиеся в ней трещины. Ремонтные работы проводились, но их качество вызывает большое сомнение.
Источник:
Беспощадное наводнение унесло жизни 2200 человек, из которых 750 не удалось опознать, было разрушено 10 600 зданий. Площадь в 10 км2 была полностью опустошена. Стихия уничтожила жизненно важные для экономики Джонстауна мосты и железные дороги. Ущерб оценивался в астрономическую по тем временам сумму — свыше 17 млн долл.
4. Дамба Баньцяо
Источник:
Дамба Баньцяо — плотина на реке Жухэ в уезде Биян городского округа Чжумадянь провинции Хэнань, КНР. Дамба печально известна катастрофой, произошедшей 8 августа 1975 года, когда она стала крупнейшей из 62 дамб, прорванных наводнением, вызванным тайфуном Нина.
Дамба была сконструирована таким образом, чтобы пережить крупнейшие наводнения, которые случаются раз в тысячу лет (306 мм осадков за день). Однако в августе 1975 года произошло крупнейшее за 2000 лет наводнение — как следствие мощного тайфуна Нина и нескольких дней рекордных штормов (был установлен новый рекорд — 160 мм осадков за час, 1631 мм за день, тогда как обычное количество осадков в год колеблется в районе 800 мм). Ворота шлюза были не в состоянии справиться с пропуском такого объема воды. 8 августа в 00:30 была прорвана самая малая дамба Шиманьтань. В 01:00 вода достигла дамб в Баньцяо и разрушила их. Суммарно были прорваны 62 плотины. Утечка воды из дамб Баньцяо составляла 13 тыс. м?/с (на площади 4 га), в течение шести часов вытекло 701 млн м?, в то время как выше по течению реки на дамбе Шиманьтань за 5,5 часов вытекло 1,67 млрд м? воды, а за время всей катастрофы — 15,74 млрд м?.
Наводнение вызвало огромную волну воды шириной 10 км и высотой 3—7 м. Прилив за час ушёл на 50 км от берега и достиг равнин, создав там искусственные озёра суммарной площадью 12 000 км?. Семь провинций были затоплены, в том числе тысячи квадратных километров сельской местности и бесчисленное количество коммуникаций. Эвакуационные работы не могли проводиться должным образом из-за погодных условий и нерабочих коммуникаций. В населённых пунктах, которые своевременно получили приказ об эвакуации, потери были относительно низкие. Например, в селе Шахедянь, недалеко от дамб Баньцяо, из 6 000 человек погибло только 827, но в своевременно не предупреждённом селе Вэньчэн погибла половина из 36 000 населения, а село Даовеньчен было смыто с лица земли со всеми 9 600 жителями.
Железнодорожная магистраль Пекин — Гуанчжоу (англ.)русск., проходящая через Чжумадянь, была выведена из строя на 18 дней, такая же участь постигла и многие другие пути сообщения в регионе. Даже через девять дней после катастрофы более миллиона людей всё ещё были отрезаны водой от внешнего мира; в лучшем случае, пропитание для них могло сбрасываться с самолётов. Жителей поражённых районов косили эпидемии.
Многие дамбы, включая Баньцяо, были восстановлены лишь в 1993 году.