Источник:
Пересматривая этот шедевр, замечаешь, что «Леон» — больше мелодрама, чем боевик. Картина теплая, нежная и сентиментальная. Из боевика здесь только сцены знакомства с героями Жана Рено и Гэри Олдмана, где каждый убивает в своем стиле, исключительно профессионально, и мощнейший финал, где квартиру киллера с грустным взглядом штурмует вооруженная до зубов армия. Но даже эти взрывные сцены поставлены Бессоном, использующим широкие углы и ракурсную съемку, дико захватывающе.
Фундаментом же сюжета остаются отношения Леона и Матильды. Отношения отца и дочери, учителя и ученицы, двух изгоев и детей, и — да, да — любовников. Музыка Эрика Серра как нельзя тонко оформляет эту дивную опасную игру боевика и мелодрамы. Саундтрек грустный и волнующий, тревожный и романтический. Рядом с переодеванием в Мэрилин Монро и Чарли Чаплина есть сцены обучения девочки навыкам убийцы. Персонажи буквально являются воплощением насилия, но этому же насилию и Леон, и Матильда подчинены. Хотя девочка никого не убивает, сексуальность смягчена, а агрессивная крутость полностью отдана злодею Олдмана.
Источник:
Бессон элегантно иллюстрирует союз жизни и смерти, которая ведет к любви, а любовь — к смерти. Налицо не просто трагическое, а нравственное кино. Леон и Матильда — герои безгеройного времени, которые живут в жестоком и несправедливом мире и стоят перед выбором — «любовь или смерть». Оба мертвы в одиночку, но оживают вместе, переезжая из отеля в отель и растворяясь один в другом. Можно смело заявить, что Бессон закончился на «Пятом элементе», где он в лоб выражает то, о чем намекает в «Леоне» — к четыpем элементам, использованным Богом пpи сотвоpении миpа, режиссер-романтик добавляет решающий пятый — любовь.
«Леон» — та же «Никита», хоть в эстетике он противоположен необарочному нуару. Боевик тоже хулиганский, тоже про отца и ребенка, воспитание убийцы и поиск любви. Опять же — в обеих картинах девочка становится женщиной, а потом оружием. Бессон занимается переосмыслением «женского» кино. Француз открыто любит женщин с пушками. Но «Леон» — не только совершенный триллер с безумным «EVERYONE!», которое Олдман, оказывается, сымпровизировал, и не просто трогательная мелодрама. «Леон» — нечто большее, потому что претендует не только на общечеловеческий, а на метафизический смысл. Это романтическая сказка о любви, рожденной и взрощенной, как зеленый «друг» Леона, в мире, где человеку постоянно угрожает смерть.
— Жизнь всегда такая — или только когда маленький?
— Всегда.
Не стреляйте, чтобы выжить. Учитесь любить.
Источник: