В основе проекта был самолет с двигателями DB 603G, мощностью по 1750 л.с., да еще и с турбокомпрессорами для большей высотности и системой впрыска водометанола MW50.
Чтобы сделать из него нормальный «ночник», Не.219 планировалось оснастить локатором FuG 212 «Лихтенштейн» С-1 и вооружением из двух 15-мм пушек MG.151 в корне крыльев и двух 20-мм пушек MG.151 или одной 30-мм МК.103 в нижнем обтекателе.
Для защиты от противника от проекта «1060» достались по наследству две дистанционно управляемых оператором установки с парой пулеметов MG.131 калибра 13-мм.
Безболезненно можно было подвесить до 2 т бомб.
В целом получился весьма впечатляющий самолет. Но пока шли разработки, изготовление чертежей (часть сгорела в результате ночной бомбежки завода англичанами), перенос производства в Вену (снова из-за налетов союзников), немецкие истребители уже встретились в боях с «Ланкастерами». И Каммхубер закатил Хейнкелю истерику, требуя, чтобы первая группа, вооруженная Не.219 была готова к январю 1943 года.
Хейнкель протестовал, потому что был реалистом. Но «Филину», как назвали Не.219, «прилетело» совсем другой стороны. И, надо сказать, не менее эффективно, чем из бомболюков «Ланкастеров» и «Стирлингов».
Сегодня, спустя столько лет, очень сложно сказать, чем Не.219 не понравился Мильху. Именно начальник Технического управления министерства авиации Эрхард Мильх наложил резолюцию, запрещавшую серийное производство Не.219А, якобы, чтобы сократить число выпускаемых типов машин. При этом Мильх реально был уверен, что задачи, возлагаемые на Не.219А, смогут эффективно выполнять уже выпускаемые самолеты.
Здесь версий может быть вагон, от борьбы за заказы того же Мессершмитта и его подковерных игр, и до тривиально не лучших личных отношений с Хейнкелем и Каммхубером.
Ну а тем временем на самолет обрушились детские болезни. Выяснилось, что дистанционно управляемые установки, которые удовлетворительно работали на земле, в потоке воздуха вели себя не так, как хотелось бы. Гидравлике явно не хватало мощности для надежного и точного наведения оружия в скоростном воздушном потоке. В результате стволы наводились не в ту точку, в которую показывал прицел.
Войну с гидравликой в «Хейнкеле» проиграли. Но мое личное мнение – это даже к лучшему. Такие инновации, как две спаренные установки с крупнокалиберными пулеметами более уместны на бомбардировщике, а вот насколько они необходимы истребителю, да еще ночному…
А сложная гидравлика влекла за собой и проблемы с техническим обслуживанием. Плюс вес, аэродинамическое сопротивление… Вопрос, нужен ли такой уровень защиты самолету, удел которого нападение?
Вот и в «Хейнкеле» приняли решение снять эти установки и поставить вместо них один 13-мм пулемет для защиты задней полусферы.
А высвободившийся вес (немаленький, кстати) заполнили другим вооружением. Что было вполне себе логично. Так, к двум крыльевым пушкам MG.151 добавили ЧЕТЫРЕ пушки под фюзеляжем. Причем контейнер был сделан с расчетом на то, что пушки можно будет устанавливать разные, от MG.151 калибром 15-мм до МК.103 или МК.108 калибра 30 мм.
25 марта 1943 г опытный Не.219 участвовал в учебном бою в Рехлине с истребителями Do.217N и бомбардировщиком Ju.88S.
Do 217N проиграл без шансов в самом начале боя. Бомбардировщику 219-й тоже не оставил шансов. И, как оказалось, учебные бои принесли свой результат. Было принято решение увеличить выпуск Не.219 со 100 до 300 машин.
Не бог весть какая серия, но тем не менее, даже с таким объемом производства на «Хейнкеле» не могли справиться, потому что англичане регулярно наносили удары именно по авиазаводам. Максимум, на что был способен завод в Швехате – это 10 машин в месяц.
В ночь на 12 июня 1943 года Не 219А-0 под управлением майора Штрейба совершил свой первый боевой вылет. Во время этого вылета Штрейб сбил не меньше пяти британских бомбардировщиков. Правда, при возвращении отказала система выпуска закрылков, и Штрейб разбил самолет весьма основательно.
За следующие 10 дней после успеха Штрейба несколько Не.219 из штабного звена I/NJG 1 в шести полетах сбили 20 британских бомбардировщиков, включая шесть "Москито", на которые вообще управы не было.
Испытания были признаны успешными, хотя Мильх снова пытался вставить палки в колёса Не.219, но тем не менее, санкционировал выпуск 24 машин в месяц.
Снова не совсем понятно, Мильх не мог не знать того, что «Хейнкель» вряд ли сможет выпускать более 10 машин в месяц.
Но производство началось, а в процессе его начались и модернизации самолета. Так уже в конце 1943 года появился Не.219A-2/R1, в котором убрали пулемет MG.131, потому что он реально оказался не нужен такому самолету. был снят.
Некоторая часть самолетов была оснащена установкой «Шраге мюзик», но эту установку обычно монтировали не в заводских условиях, а в частях технического обслуживания.
Вместо локатора «Лихтенштейн» С-1 в конце 1943 года на все машины ставился «Лихтенштейн» SN-2. Особой надобности в замене БРЛС в техническом плане не было, но англичане смогли наладить противодействие немецким РЛС, пришлось разрабатывать новые и ставить на самолеты.