Источник: Девушки из нацистской организации Kraft durch Freude (KdF, «Сила через радость»).
При этом ни о какой малобюджетности речь не шла и близко. Все было сделано на высшем уровне. На корабле не было разделения кают на классы, что должно было подчеркнуть всеобщее равенство. Все каюты были одинаково комфортабельные. Удобная деревянная мебель, тиковая палуба для прогулок 160 метров в длину, бассейн, кинотеатр, библиотека, тренажерные залы, игровые площадки для занятий спортом и площадки для детей, кружки по интересам. Вместе с рабочими в тех же условиях могли отдыхать известные немецкие артисты и спортсмены.
Источник: Немецкие женщины благодарят любимого фюрера на борту лайнера «Вильгельм Густлофф».
На «Вильгельме Густлоффе» бывала Ева Браун. А в 1939 году на лайнере из Виго вернулись в Германию немецкие летчики легиона «Кондор», воевавшие на стороне Франко и отличившиеся бомбардировками Мадрида, Барселоны и уничтожением Герники. В Гамбурге по случаю возвращения «героев» был устроен большой праздник.
Как назовешь корабль, так он и поплывет.
Изначально Роберт Лей планировал назвать лайнер «Адольф Гитлер», сделав тем самым подарок любимому вождю от имени немецких рабочих. Однако суеверный фюрер этому воспротивился – нехорошо получится, если «Адольф Гитлер» вдруг наткнется на подводные скалы или, не дай бог, утонет. По этой же причине тяжелый крейсер «Дойчланд» в 1939 году был переименован в «Лютцов». Но от судьбы так просто не уйти. История обоих упомянутых кораблей это только подтверждает.
В результате свое имя новый лайнер получил в честь нацистского новомученика Вильгельма Густлоффа, убитого в Давосе (Швейцария) в феврале 1936 года еврейским студентом Давидом Франкфуртером.
Густлофф, финансист по образованию, был руководителем НСДАП в Швейцарии и яростным антисемитом. Считается, что благодаря своим связям среди банкиров, именно через него финансировалась деятельность отделений нацистской партии за рубежом.
Убийство Густлоффа евреем было эффективно использовано германской пропагандой. В стране был объявлен траур, на похоронах «героя» присутствовали руководители рейха, включая Гитлера и Геббельса, в его честь в Шверине был открыт мемориал, снесенный в 1945 году, названы улицы, заводы, газеты и пароходы…
Десятипалубный белоснежный красавец «Вильгельм Густлофф» обошелся «Силе через радость» в 30 миллионов рейхсмарок. Лайнер спустили на воду в Гамбурге 5 мая 1937 года и ввели в эксплуатацию 23 марта 1938-го. На торжественной церемонии присутствовали фрау Густлофф и сам фюрер. В приветственном слове Гитлер отметил абсолютную безопасность и непотопляемость нового судна. «Третьему рейху “Титаники” не нужны!» – заявил фюрер.
«Вильгельм Густлофф» имел водоизмещение 25,5 тысячи тонн, длину 208,5 метра, максимальную ширину 23,5 метра. Высота от киля до топа мачты составляла 56 метров. К недостаткам лайнера можно отнести относительно слабые машины (9500 л.с.), что позволяло ему развивать скорость не более 15,5 узла.
Лайнер был рассчитан на 1463 пассажира. Экипаж, по штатному расписанию, состоял из 415 человек.