Вот и Лерик, средних размеров село (7,3 тыс. жителей), в 2008 году видимо в силу своей известности получившее статус города. Ну а какой город без ворот?
Автобус ехал куда-то дальше по горным аулам, а я сошёл на развилке у памятника Нариману Нариманову:
Да длинной улицей, похожей на набережную вдоль косогора, пошёл в центр села:
Тут просто чарующе красиво:
Высота окрестных гор - порядка полутора километров над морем, и метров 300 над селом:
В отличие от прибрежной Ленкорани, где 80% жителей азербайджанцы, Талышские горы населяют талыши. Об этом народе я уже рассказывал в прошлой части, а ещё подробнее - в посте про гилянскую деревню Масуле: талыши живут примерно поровну по обе стороны границы, и общая численность их оценивается от 300 тысяч по официальным данным двух стран до миллиона по оценкам своих национальных идеологов. По своим обычаям талыши - типичные кавказцы с аксакалами, кинжалами, папахами, культом гостеприимства и кровной местью. По материальной культуре и фольклору они ближе к азербайджанцам, по языку - к западно-иранским народам вроде соседей-гилянцев, а по вере, как и все окрестные народы - шииты, причём с незапамятных времён, так что в "пересобравшем" в 16 веке Иран союзе кызылбашей они были единственные не-тюрки. По сути дела талыши ни кто иные, как горский субэтнос народа азери, в городах и на равнинах при смешении с тюрками переродившегося в азербайджанцев. И как Ягноб в горах Средней Азии - это последняя Согдиана, так и горный Талыш - ни что иное, как последняя Мидия. А потому и внешне люди здесь похожи кто на персов, кто на кавказцев.
Более того, у меня сложилось впечатление, что талыши - это не только "азербайджанцы до тюркизации", но и "азербайджанцы до Карабаха" - в общении с титульной нацией здесь больше чувствуется какая-то подозрительность, недоверие, стремление что-то доказать, талыши же не обременены высокой целью победить армян и вернуть оккупированные земли. Да, в Карабахе храбрее многих воевал талышский Ленкоранский батальон, но год спустя Гейдар Алиев пресёк создание Талыш-Муганской автономии и бросил в тюрьму её лидера Альакрама Гумматова. Бакинская власть к талышам по-прежнему относится с недоверием, и даже вывески по-талышски в этих краях не найти. У самих же талышей, как мне показалось, стремления к сепаратизму нет, но и в полной мере своей страной они Азербайджан не ощущают. Как и азербайджанцы, они не сблизились со своими соплеменниками по ту сторону иранской границы, а потому Москва им по-прежнему ближе Баку, и по-русски тут говорят лучше, чем в большинстве углов Азербайджана.
Россию талыши порадовали мемом "Ты кто такой? Давай до свидания!" - это была мейхана (битва импровизаторов) на свадьбе в одном селе под Астарой, и на русском она проходила просто потому, что с одной стороны были местные талыши во главе с Интигамом и Этирамом Рустамовыми, а с другой - бакинские гости-азербайджанцы. У самих же талышей главный "бренд" другой - долгожители: в позднем СССР в Лерикском районе числилось около двухсот человек старше 100 лет, а 11 столетних аксакалов живут здесь и ныне. В 1991 году в Лерике открылся единственный в мире (по крайней мере так утверждают путеводители) Музей долголетия, первоначально - скорее что-то вроде мемориальной комнаты при школе, куда местные жители приносили фотографии и вещи своих проживших дольше века отцов и дедов. В 2010 году он был реконструирован и принял нынешний вид, но находится по-прежнему рядом со школой, где-то равноудалёно от центра, въезда и связующей их главной улицы: