Танк Altay
На фото не совсем обычная модификация танка — Altay Urban Operations Tank. Это специальная версия в особом камуфляже и с отвалом, которая разработана для ведения боев в городской застройке. Модификация оснащена системой подавления сигналов для радиоуправляемых фугасов.
Моторы и политика
Одним из главных пунктов программы национальных систем вооружения стало создание основного боевого танка на замену традиционно используемым в турецкой армии M48 и M60 (США) и немецким Leopard (1, 2). Танк получил название Altay (это не горы, а фамилия турецкого генерала Фахреттина Алтая, командовавшего кавалерией во время Кемалистской революции), а началась разработка машины в 2008 году. Назвать танк вполне турецким нельзя — хотя бы потому, что основной подрядчик, турецкая Otokar, проектировал его в техническом сотрудничестве с южнокорейской Hyundai Rotem и получившаяся машина много позаимствовала у одного из самых дорогих и высокотехнологичных танков мира K2 Black Panther (Южная Корея).
Турецкий вклад тоже значителен: в особенности это связано с работой компании Aselsan, поставившей всю бортовую электронику, включая систему управления огнем, а также дистанционно управляемую турель STAMP/II c 12,7-мм пулеметом. Но в первую серию (250 штук) танк пойдет с импортным многотопливным дизелем мощностью 1500 л. с. от компании MTU (Германия). Создать местный образец на 1800 л. с. пыталась компания Tümosan в партнерстве с австрийской фирмой AVL List. Однако в 2016 году австрийцы отозвали свое участие в знак протеста против нарушений прав человека во время подавления Эрдоганом неудавшегося военного переворота. Турецкий двигатель для Altay обещан, но лишь в будущем. На сегодняшний день Altay существует в виде десяти опытных экземпляров. Серийное производство и постановка на вооружение запланированы на будущий год, а пока турецкая армия воюет на M60 и Leopard 2.
Вертолет Т-129 ATAK
Вертолет оснащен американской «гатлингообразной» трехствольной автоматической пушкой М197, а также имеет четыре точки подвески, в частности для таких боеприпасов, как американские AGM-114 Hellfire и BGM-71 TOW. На вертолете размещаются также турецкие ракеты UMTAS и Cirit.
В чем-то схожая ситуация с «национальным» легким истребителем. Американцы исключили Турцию из программы F-35 (после покупки российского ЗРК С-400), хотя у республики в проекте было значительное технологическое участие. На замену устаревающему F-16 турки разрабатывают и собственный истребитель TF-X — машину как минимум с элементами 5-го поколения. Макет этого перспективного самолета (его фюзеляж выполнен по технологии «стелс»), можно было видеть на прошлогоднем авиасалоне в Париже. В 2017 году турецкий авиаконцерн TAI и британская компания BAE Systems подписали соглашение на 120 млн фунтов, предусматривающее участие инженеров из Соединенного Королевства в первой фазе проектирования, но фаза может затянуться. Проблема в том, что машине нужен двигатель, который во многом определяет конструкцию будущего самолета и над которым должен работать TEAC — еще один турецко-британский альянс с участием Kale Group и Rolls-Royce. Однако на Rolls-Royce давят американцы, да и сама английская компания не хочет пойти навстречу требованиям турок и полностью передать им все технологии, которые могут быть использованы в перспективном двигателе. В итоге срок выкатки TF-X уже перенесен с 2023 на 2025 год, и дальнейшие перспективы проекта крайне неясны.
Полетел недалеко
Турецкий многоцелевой ударный вертолет TAI/AgustaWestland T129 ATAK, на первый взгляд, вышел вполне удачным. Он является результатом доработки турецкими инженерами классической машины Agusta A129 Mangusta — первого созданного в Западной Европе ударного вертолета. Цель доработок — улучшить эксплуатационные характеристики исходной модели, особенно при работе на больших высотах и в жарком климате, приспособить под используемую турецкой армией номенклатуру вооружений. Всю авионику поставил турецкий концерн Aselsan — крупный местный производитель электронных систем и компонентов. Турецкий вариант задумывался и как модель с хорошим экспортным потенциалом: продавать машину концерн TAI намеревался в сотрудничестве с AgustaWestland (ныне Leonardo S.p.A). Турецкие доработки оказались неоднозначными: модель вышла перетяжеленной и не очень хорошо сбалансированной. Были выявлены и другие недостатки. Но главный удар по экспортным перспективам нанесла политика. Производитель турбовальных двигателей для вертолета — американо-британский альянс LHTEC — запретил продавать машину за пределы Турции. Во всяком случае, со своими силовыми установками.