Поворотным в истории Эретии стал 609 год: если большая часть албанских племён вплоть до перехода в ислам под властью Арабского халифата окормлялась Армянской церковью, то здешние жители вместе с Грузинской церковью тогда вернулись в византийское православие. В те века Эретия балансировала между Грузией и Арменией, то сходясь, то отделяясь от Шеки, но почти всегда - в орбите более сильных соседей. Первые князья Эретии, появившись на исторической сцене в 787 году, носили грузинский титул мтавари. В 9-10 веках здесь правили армянские цари Смбатяны из Хачена (Карабаха). В 1008 Эретию покорил царь Квирике III из соседней Кахетии, но с 1038 году, через хитрые комбинации престолонаследования Кахети-Эретское царство перешло армянам Кюрикидам - младшей ветви и вассалам Багратид. В 1105 году Алазанскую долину занял Давид Строитель, включив в состав единого грузинского царства, периферией которого Эретия и оставалась в следующие четыре с половиной столетия.
Грузинские церкви здесь вполне привычная деталь пейзажа, а сам их список на википедии впечатляет. Я бы сказал, по количеству церквей на единицу поверхности азербайджанская Эретия ничуть не уступает Армении или Грузии. Их цепочка начинается буквально от Шеки - знаменитый Кишский храм, столь любимый азербайджанцами как место крещения Кавказской Албании, по данным скандинавских археологов тоже построили грузины в 11-12 веках. Но по пути из Шеки в Гах Эретию открывает Курмухская церковь Святого Георгия, красиво стоящая на зелёной горе в перспективе дороги. Она известна с 1310 года, а в нынешнем виде построена в 1892 году: грузинский след здесь - вовсе не дела давно минувших дней. Культурным центром нынешней Эретии служит село Алибейли с храмом Святой Нины (1871) и театром (с 2004) в сельском ДК. Туда мы уже не доехали, как и (вот это правда зря!) в стоявший почти по дороге Кум с руинами гигантской албанской базилики 5 века.
Да и с церквями не всё так однозначно: местные грузины образуют самобытный субэтнос ингилойцев, и из 10-15 тысяч его представителей около 2/3 - мусульмане. Да столь рьяные, что в Гражданскую войну священник Курмухской церкви был убит за проповеди христианства среди них.
После монгольского нашествия армяне окончательно выбыли из борьбы за Эретию, но и у Грузии здесь появились другие соперники. Начиная с 15 веке из Дагестана в Закавказье всё активнее спускались тамошние горцы - аварцы и цахуры. Оставаясь суннитами, в бесконечных ирано-турецких войнах 16-17 веков они пользовались благосклонностью и тех, и других: Османам горцы были нужны как единоверцы-союзники, Сефевиды же задабривали их, понимая, что это лучше, чем воевать в горах. Горцы жили джамаатами - родовыми общинами, слагавшими подобие конфедераций. В середине 16 века Цахуры ниже по Алазанской долине образовали Илисуйский султанат, где султан, занимавшийся в первую очередь внешней политикой, избирался старейшинами джамаатов из кандидатур в пределах династии. Аварцы в верховьях же и вовсе никого не избирали, а так и жили Джаро-Белоканским союзом 5 джамаатов. И если район Губы я называл Азербайджанским Дагестаном, то здесь было Дагестанское Закавказье. Горцы стали хозяевами Эретии, а грузины и равнинные мугалы (местное племя азербайджанцев, обосновавшееся здесь чуть раньше) платили им дань да принимали их веру.
Россия присоединила эти горы в 1803 году, вместе с азербайджанскими ханствами. Но утверждение русской власти затянулась на несколько десятилетий, а иные попытки кончались победой горцев, как например вырезанная в горах карательная экспедиция генерала Василия Гулякова. Фактически, эти места так же были охвачены Кавказской войной, где последний илисуйский султан в бегах породнялся с Шамилем. Вместо губерний и провинций основной административной единицей тут стали особые округа под военным управлением - Джаро-Белоканский (с 1830 года) и (после включения бывшего Илисуйского султаната в 1844 году) Закатальский. Вот например на кадре выше крупное цахурское село Мухах (7,3 тыс. жителей) у самых Закатал, в прошлом центр одного из Джаро-Белоканских джамаатов. Выше сменяющееся аварскими Верхними Чардахлами (Юхары-Чардалхлар). Примета здешних сёл - высоченные булыжные заборы и амбары из одной стены да крыши, но мы заехали в село посмотреть вон на ту гору: