Вечером памятник подсвечивался прожекторами.
Источник: yandex.net
Замечателен был внешний вид скульптуры – памятник создан в характерном для 1970-х годов стиле (сейчас его называют неоэкспрессионизм), но на советский манер, с элементами гротеска и сюрреализма. Если рассматривать композицию вблизи, она поражает странностями – несоразмерно огромными ладонями красноармейца, по сравнению с изящными лошадиными ногами, детали где-то тонко прорисованные, где-то нарочито грубые и крупные.
Вероятно, создавая искаженные пропорции (огромная ладонь поднятой вверх руки), авторы намеревались сделать акцент именно на фигурах красноармейцев, чтобы они не потерялись для смотрящих снизу зрителей. Лошади вытянулись в линию и не отвлекают внимание от доминирующего силуэта с сигнальной трубой.
Источник: yandex.net
Интересно, что красноармейцы были изображены с голыми мускулистыми ногами – мне кажется, это была отсылка к античной «героической наготе», когда даже римских императоров запечатлевали босыми и в короткой одежде, открывающей ноги.
Еще деталь: лошадь переднего красноармейца не имеет сбруи, ни уздечки, ни стремян не видно, хотя у второго бойца эти подробности отображены. Скорее всего, так задумано, чтобы усилить экспрессию, добавить какой-то безудержности и дикой свободы, превратить прыжок лошадей в полет.
Источник: yandex.net
Очень печально, что такого впечатляющего памятника больше нет, и скорее всего не сохранилось никаких точных чертежей или слепков, так что восстановить его таким, как задумали авторы, будет уже невозможно.
Источник: yandex.net
Еще лет десять назад, когда только заговорили о том, что памятник в большой опасности от вандалов и сборщиков металла, были предложения выкупить его и увезти. Но, как оказалось, время ушло, и спасать уже нечего.
Источник: