«Я желал быть полезным своему Отечеству и занялся разработкой моего проекта, для чего я оставил место своего служения, отказался от другого, тоже выгодного по содержанию и карьере», — сокрушался Александр Федорович: «Сначала я проживал и расходовал небольшие наличные средства, затем делал долги, продавал и закладывал все, что имеет ценное, даже часы и обручальные кольца… И только доведенный до крайности, до нищеты, не имея уже приличной офицеру одежды, я просил у правительства не награды, а насущного куска хлеба…»
Источник: yandex.net
Рисунок самолета Можайского
Государство отказалось полностью финансировать проект, но, тем не менее, выделило ему часть средств для продолжения разработок. Медленно и тяжело, но работа все-равно продолжалась, и к 1884 году первый русский самолет, названный Можайским в честь персонажа славянских сказок «Жар-Птицей», был готов.
Прерванный полет
«Моноплан представлял собой лодку с деревянными ребрами, обтянутыми материей. К бортам лодки прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые, выпуклостью вверх. Все обтянуто тонкой шелковой материей, пропитанной лаком. Переплеты крыльев деревянные (сосновые)... Крылья приходились приблизительно на сажень (чуть больше двух метров — прим. Russia Beyond) от земли. В лодке две мачты. Крылья удерживались проволочными веревками, натянутыми к мачтам и к подставкам. Двигателей два, расположены в передней части лодки… Винтов было три о четырех лопастях каждый…» — так творение Можайского описывала газета «Новое время».
Источник: yandex.net
Модель самолёта Можайского в Государственном Политехническом музее. Владимир Галин
Длина весившего почти тонну самолета составляла 15 метров, а размах крыльев — 24 метра. Тягу обеспечивали два паровых двигателя британской компании «Арбекер-Хамкенс» мощностью 10 и 20 лошадиных сил.
Осенью 1884 года «Жар-Птице» устроили испытания на одном из полей вблизи Санкт-Петербурга. Для разбега самолета здесь соорудили взлетную дорожку в виде наклонного деревянного настила. Ввиду солидного возраста Александра Федоровича (57 лет) было решено, что за штурвал сядет механик.
Источник: yandex.net
Модель самолета конструкции Александра Можайского в музее при военно-воздушной,
Краснознаменной ордена Кутузова, академии имени Юрия Гагарина. Рунов/Sputnik
Паровой аэроплан Можайского разогнался по деревянным рельсам, взмыл в воздух и, пролетев по прямой около ста метров, стал снижаться — подвели маломощные двигатели. При посадке было повреждено крыло самолета.
Авиаконструктор испытывал смешанные чувства: с одной стороны самолет осуществил успешный взлет, с другой — для полноценного полета его надо было еще сильно дорабатывать. Осуществить задуманное скончавшийся в 1890 году Александр Федорович так и не успел. Заброшенная «Жар-Птица» сгорела спустя пять лет после его смерти.