Конструкция и корпус
Поперечный разрез корпуса линкора типа Tegetthoff
Так как изначально сфера действия будущих линкоров ограничивалась Средиземным и Адриатическим морями, к кораблям не выдвигались серьезные требования по мореходности. Это позволило инженерам создать относительно компактный линкор водоизмещением в 20 000 тонн с хорошей остойчивостью. Так как от этих линкоров не требовалась высокая скорость, то при длине корпуса в 152 м ширина достигала 27.34 м.
Корпус имел силовой набор смешанного типа и три непрерывные палубы. Отличительной особенностью линкоров типа «Вирибус Унитис» являлся анахроничный форштевень таранной формы.
В конструкции двойного дна было использовано оригинальное решение «бронированного днища», разработанное в S.T.T. Само двойное дно, проходившее почти по всей длине корпуса, имело высоту 1.25 м и включало в себя два листа толщиной 25 мм. Это решение в дальнейшем показало свою ошибочность и стало косвенной причиной гибели «Сент-Иштвана» и «Вирибус Унитис» — системы с гашением энергии замкнутым объёмом показали более высокую эффективность и впоследствии использовались почти повсеместно.
Бронирование
Схема бронирования линкора типа Tegetthoff
Относительно небольшие размеры линкоров позволили разместить мощную броню при малом водоизмещении. Главный бронепояс толщиной 280 мм прикрывал примерно 55% длины корпуса: от первой носовой башни ГК до крайней кормовой. Траверзы толщиной 160 мм замыкали главный бронепояс, создавая монолитную цитадель. В носовой оконечности пояс уменьшался от 150 до 110 мм, в кормовой же его толщина составляла 150 мм и замыкалась 130-мм траверзом.
Непосредственно над главным бронепоясом устанавливался верхний, толщиной 180 мм, закрывавший борт до средней палубы. В носовой части он замыкался 120-мм траверзом, в кормовой толщина траверза составляла 180 мм. Верхний пояс в носовой оконечности имел толщину 110 мм, а в корме бронирование верхней части отсутствовало. Расположенная на средней палубе батареяорудий противоминной артиллерии имела вертикальную защиту из бронеплит толщиной 180 мм со всех сторон.
Нижняя палуба изготавливалась двухслойной, из конструкционной стали толщиной по 18 мм. Скосы тоже имели двухслойную конструкцию — 18+30 мм. За пределами цитадели нижняя палуба была усилена дополнительной двухслойной настилкой из стали повышенного сопротивления: в корме толщина настилки составляла 48 мм (18+30 мм), а в носу — 43 мм (18+25 мм).
Средняя палуба также имела защиту только за пределами броневой цитадели — она состояла из двух листов из стали повышенного сопротивления толщиной 15 мм. Такую же имела и верхняя палуба в районе цитадели — за её пределами защита изготавливалась из обычной конструкционной стали.
Монтаж броневой палубы при строительстве «Линейного корабля № IV»
Боевые рубки имели вертикальное бронирование из 280-мм листов в лобовой части и 250-мм листов в бортах. Но крыша носовой рубки защищалась двухслойной конструкцией из 30-мм листов, а кормовой – такой же конструкцией, но из листов 25 мм.