Двухвальная силовая установка состояла из двух ТЗА и трёх котлов. Её суммарная мощность составляла 45000 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость 32 узла. Стандартный запас топлива обеспечивал дальность плавания в 4000 миль экономическим 18-узловым ходом.
Вооружение
Изначально планировалось вооружить эсминцы двумя спаренными установками британских 114-мм орудий типа Мк.6. Но по ряду причин от них было решено отказаться в пользу более совершенной артсистемы. На баке и юте установили по одной спаренной установке Мк.10 универсальных 120-мм орудий «Бофорс» М1950 с автоматической системой заряжания и длиной ствола 50 калибров. Благодаря максимальному углу возвышения 85° и высокой скорости горизонтальной и вертикальной наводки эти орудия прекрасно подходили для стрельбы как по морским, так и по воздушным целям. Дальность стрельбы 23,5-кг снарядом по морским целям достигала 19 км, по воздушным 9 км, а практическая скорострельность составляла 42 выстр./мин. на ствол.
120-мм артустановка «Бофорс Mk.10»
Для управления огнём использовалась РЛС GA-03 производства Hollandse Signaal Apparaten.
Так как башни универсальных орудий имели достаточно высокую массу для такого водоизмещения и при этом отличались хорошей скорострельностью и высокими баллистическими характеристиками, было решено ограничить средства ПВО ближнего радиуса одним 40-мм автоматом «Бофорс» SP48, расположенным на юте.
В конце 1950-х годов предлагался проект установки на эсминцы пусковой установки ЗУР в кормовой части. Но он был признан нецелесообразным из-за дороговизны.
Противолодочное вооружение
Эсминцы типа «Холланд» изначально проектировались, как противолодочные корабли, поэтому от установки на них торпедных аппаратов решили отказаться. Практика конца Второй мировой войны показала, что во время выхода на рубеж торпедной атаки эскадренные миноносцы из-за постоянно совершенствующихся радаров становятся крайне уязвимы к огню артиллерии противника.
375-мм противолодочный бомбомёт Bofors M50
Вместо торпедных аппаратов на каждый корабль установили по два четырёхствольных реактивных 375-мм бомбомёта «Бофорс» M/50. Гидроакустическая аппаратура была представлена британскими ГАС типа 162 и типа 170B.
Боевая служба
Все эсминцы типа «Холланд» активно эксплуатировались во время своей службы. Они принимали участие в учебных походах, в том числе с флотами стран-участников НАТО, регулярно ходили в голландские колониальные владения. В период с 1973 по 1982 год все четыре корабля были выведены из состава флота. Три из них отправились на разделку, но головной «Холланд» избежал этой участи. Как и крейсеры типа «Де Зевен Провинсиен», он был продан в Перу, где прослужил до 1986 года под новым именем «Гарсиа».
Оценка проекта
По мнению многих специалистов, эсминцы типа «Холланд» были достаточно удачным вариантом эскортного и противолодочного корабля. Их универсальная артиллерия позволяла эффективно поражать как морские, так и воздушные цели, а противолодочное вооружение гарантированно уничтожало любую современную им субмарину. К недостаткам проекта можно было отнести слабое ПВО ближнего радиуса действия, слишком плотную компоновку, а также достаточно высокую килевую качку, что впоследствии исправили на эсминцах типа «Фрисланд».
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.