К началу Второй мировой войны Paris служил учебным судном в школе рулевых и кочегаров. С объявлением войны корабль назначили флагманом 3–й дивизии, но до мая 1940 года линкор так и продолжал быть тренировочным. Только 21 мая его передали в оперативное подчинение главнокомандующему флота в Северной Франции, и Paris прибыл в Гавр. С 6 по 11 июня линкор вёл огонь по наступавшим частям вермахта, но был вынужден уйти в Шербур после попадания в носовую оконечность авиабомбы.
19 июня 1940 года Paris на скорости 7 узлов (ввиду плохо отремонтированных повреждений) вывез из Бреста в английский Плимут 2800 человек. После подписания франко-германского перемирия 22 июня корабль остался в Великобритании. Британское Адмиралтейство стало рассматривать линкор одновременно как потенциальную угрозу, как потенциальный ресурс для немцев и как потенциальное пополнение своего флота.
В рамках операции «Катапульта» Paris был захвачен. Рассматривался вариант с определением корабля в крейсерское соединение, патрулирующее Ла-Манш. Но при подробном изучении вопроса стало очевидно, что линкор не сможет выполнять отведённые ему задачи. Уже в июле 1940 года Paris передали ВМС Свободной Франции. Это движение, в свою очередь, не имело возможности использовать корабль по прямому назначению. Какое-то время Paris служил учебной базой для Королевского флота и сил Свободной Франции. Затем, по предложению генерала Шарля де Голля, линкор решили передать польскому военно-морскому флоту. Но эта идея была отвергнута правительством Польши в изгнании — старый и требующий ремонта корабль им тоже был не нужен.
Линкор Paris в Плимуте в 1940 году. На носовом флагштоке виден флаг Великобритании
Польша всё же получила Paris, но только в качестве казармы. На нём поляки жили до сентября 1944 года, когда большинство из них в рамках операции «Маркет Гарден» высадили в Бельгии. Линкор же стал польским складом.
21 сентября 1945 года Paris на буксире вернули в Брест, где правительство Франции назначило ему роль несамоходной плавбазы. Окончательно же устаревший боевой корабль списали только 21 декабря 1955 года, а в следующем году пустили на слом. И всё же, удивительно, что этот линкор, не обладая выдающимися характеристиками, волею судьбы послужил не только родной Франции, но и Великобритании, и даже Польше.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей