Источник:
Вагнер особенно гордился красноречием, способностью убедить собеседника в чем угодно, подчинить своей воле. За все годы жизни Вагнеру редко встречались достойные соперники в этом деле, и одним из них был идеолог анархизма Михаил Бакунин, такой же краснобай.
Свой дар воздействия на людей Вагнер использовал и для того, чтобы везде, где бы ни оказался, собирать вокруг себя преданных почитателей, и для того, чтобы добывать средства к существованию. Последнее занятие стало настоящим наваждением для композитора, поскольку тратил он всегда больше, чем мог заработать.
Жизнь взаймы
С молодости Вагнер был по уши в долгах, и с каждым годом они стремительно росли. Расчетам с кредиторами музыкант предпочитал бегство под покровом ночи. Во время одного такого побега – из Риги в Лондон – родилась идея оперы «Летучий голландец»: Рихард три недели плыл на утлом суденышке по неспокойному морю, натерпевшись всякого страха.
Источник:
Рихард Вагнер в молодости
В Париже 26-летний Вагнер даже угодил в долговую тюрьму. К тому времени он уже был женат на актрисе Минне Планер. Супруга безуспешно пыталась воззвать к здравому смыслу начинающего композитора и научить его жить экономно, но Вагнер категорически отказывался смотреть на вещи с практической точки зрения. По его глубокому убеждению, мир был обязан кормить и содержать его, а то, что вселенная пренебрегала этой обязанностью, крайне раздражало Вагнера. Как и кредиторы, безуспешно пытавшиеся взыскать с нашего героя долги.
Своему другу и благодетелю Ференцу Листу Вагнер писал откровенно: «Зарабатывать не мое дело, а дело моих почитателей давать мне столько, сколько нужно, чтобы в хорошем настроении я создавал нечто дельное».
В другой раз он изрек: «Мир обязан предоставить мне всё, в чем я нуждаюсь. Я не могу прожить на жалкой должности органиста, как ваш любимый Бах».
Унижения в Париже
С таким самомнением молодому Вагнеру казалось крайне унизительным добывать хлеб насущный поденным трудом. Парижская оперная среда, несмотря на протекцию композитора Джакомо Мейербера, мало интересовалась творчеством никому не известного немца, хотя тот и пытался подстроиться под ее законы. В конце концов, Вагнер возненавидел и эти законы, и саму французскую музыку, и в целом общество, принуждающее настоящего художника прозябать, зарабатывая гроши обработкой чужих сочинений.
Обида Вагнера вылилась в желание создать новое искусство, которое победит и вытеснит с поверхности земли презренную оперу и противопоставит всему французскому «истинно немецкий дух». Эта же обида стала питательной средой для его революционных идей – недаром он сошелся с вышеупомянутым Бакуниным.
С русским анархистом Рихард познакомился в Дрездене, где после французских унижений 30-летний Вагнер обосновался в солидной должности придворного капельмейстера короля Саксонии. К тому времени он прославился первой из своих гигантских музыкальных драм, «Риенци», написанной по мотивам одноименного романа английского писателя Эдуарда Бульвер-Литтона о римском трибуне XIV века.
Источник:
Первая жена Вагнера Минна Планер
Постановка «Риенци» шла на сцене около шести часов, но ни зрители, ни музыканты не жаловались на усталость. Несколько раз Вагнер пытался сократить драму, но приходил к выводу, что нельзя выбросить ни слова, ни ноты. «Риенци» отразила бунтарские настроения композитора, его неприязнь к «мещанскому болоту» немецкого общества, которая, после того как Вагнер занял престижную должность, не только не покинула его, а, наоборот, усилилась.