Руководство страны не на шутку возмутили идеи создателя картины. Они были уверены, что своей работой он продвигает отклонения от норм социализма. Дополнительного масла в огонь долили абсурдные диалоги о коммунизме и обнажённые комсомольцы в кадре.
«Интервенция» (1968)
Кинопоиск: 7,1
Фильм рассказывает об Одессе в годы Гражданской войны, занятой интервентами. Здесь большевистские подпольщики ведут агитацию среди французских солдат. Их речи находят отклик в сердцах служащих, благодаря чему некоторые из них переходят на сторону Красной Армии.
Режиссёр картины Геннадий Полок получил выговор от властей и как результат запрет на показ, ведь работу посчитали чрезмерно буржуазной. Госкино наложило запрет, так как, по их мнению, создатель посмеялся над советскими ценностями и большевиками.
«Проверка на дорогах» (1971)
Кинопоиск: 8,1
По сюжету фильма коллаборационист Лазарев желает искупить свою вину перед Родиной, отправившись на опасное задание — захват поезда с продовольствием врага. Дебютный фильм Алексей Германа был отвергнут Госкино, так как там углядели дегуманизацию народного сопротивления и создание негативного образа Красной Армии.
В 1986 году фильм всё же вышел на экраны и был признан одним из шедевров советского кино, который в дальнейшем удостоился множества наград.
«Тема» (1979)
Кинопоиск: 7,4
Столичный писатель, лишившись вдохновения, решает отправиться в провинцию на поиск новых идей. Здесь он сталкивается с совсем другой жизнью, ранее непонятной для него.
Режиссёр картины Глеб Панфилов желал показать, что однажды в жизни каждого человека может произойти переоценка ценностей, которая полностью меняет представление о мире. Однако задумку создателя не оценили по достоинству. Фильм запретили к показу, указав Панфилову на ряд недостатков в его работе — неоднозначные трактовки, недостаточная критика советской интеллигенции и даже критика советского режима.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967)
Кинопоиск: 7,3
Обычная девушка из сельской местности Ася влюблена в Степана. Но парень категорически не хочет брать девушку замуж. Однако это её не останавливает, и она решает родить от него ребёнка. В скором времени в деревню приезжает мужчина из города, готовый взять её в жёны. Но девушка отвергает его ради своей любви.
Фильм Андрей Кончаловского показал, как на самом деле живётся советским людям в глухой деревне. Здесь затронута судьба не только обычной девушки, но и фронтовиков и бывших узников лагерей. Чиновникам такая правда совершенно не понравилась. Они сочли картину аморальной и потребовали переснять её в соответствии с идеологией режима. Однако вся съёмочная группа и исполнительница главной роли наотрез отказались от этой идеи, поэтому фильм смог получить заслуженное признание только в 1987 году.