Триумф Путилова был колоссальный. Перед ним были открыты все двери. Ему прочили блестящую карьеру в министерстве. Путилов, однако, с госслужбы неожиданно увольняется и бросается в предпринимательство… Но не ради обогащения, а ради блага Родины.
Реформы Александра II вселяли в него надежду. Путилов почувствовал – пришло время побороть злополучную зависимость России от Европы, и принялся за дело.
Сначала он исправил ситуацию с железными дорогами – импортная сталь на русских морозах лопалась, наша была не лучше. Тогда Путилов пришел к министру путей сообщения и заявил: «Дайте мне завод, и Россия будет завалена лучшими рельсами».
В итоге он изобрел комбинированный рельс с наваренной сверху стальной полосой – более прочный и устойчивый к морозу.
Завод Путилова строился буквально на голой земле. Люди жили в лачугах. Однако по ходу развития производства росла и «социалка» — зарплаты, дома для рабочих, заводская церковь, своя больница.
Старых квалифицированных рабочих Николай Иванович знал по имени-отчеству. В праздники устраивал богатый стол для всех рабочих с семьями.
По заводу бегал как угорелый, вникал в каждую деталь, осуществлял, как сейчас бы сказали, «ручное управление».
Путиловский завод он запустил с нуля. Помните все наши совесткие фильмы про революцию и Петроград? Это с его знаменитого завода в том числе выступал Ленин.
Сейчас, зная уже историю завода, как-то по-другому относишься к таким эпизодам в этих фильмах.
А знаете, чем все закончилось для Путилова?
После еще его одного инжнерного шедевра — Морского канала, который соединил завод с Кронштадтом, на него заточили зуб коммерсанты-перевозчики, чей неплохой доход он одним махом обнулил.
Началась травля. Даже Некрасова подбили написать про него обличительные стихи. Интриги вынудили Путилова влезть в долги, а из-за неизбежного банкротства — не выдержало сердце. Успел он лишь попросить одно — чтобы его похоронили на дамбе Морского канала.
На что Александр II ответил:
— Да где ему угодно… Я бы и на Петропавловский собор согласился… Человек великий.
Рабочие завода после отпевания 14 километров несли его гроб к месту захоронения. А сам завод пронес неофициальное название «Путиловского» через почти два века…
Источник: