«Я живу в небольшом городе, но часто езжу в мегаполисы, и стоит буквально пересечь границу, как ты оказываешься в другом мире. У нас хотя и встречаются иногда грубые водители, подавляющее большинство ведут себя порядочно. В больших городах ситуация в корне меняется: количество агрессивных автомобилистов растёт в геометрической прогрессии, а вместе с ними увеличивается число полицейских. Но лично я всегда стараюсь быть вежливой и соблюдать все правила, особенно с тех пор как в моей жизни появился ребёнок. Тогда я перестала говорить по телефону за рулём и стала внимательнее относиться к машинам, едущим рядом. По радио всегда рассказывают об авариях, произошедших в городе, и, я скажу, их достаточно, чтобы стать более осторожной.
Я мысленно делю автомобилистов на три типа. Водители старой закалки, которые помнят былые времена, когда отговориться от штрафа было гораздо проще, — они превышают скорость, но немного, просто, чтобы почувствовать озорной привкус свободы. Есть праведники, никогда не заходящие за действующий лимит. А есть совершенно сумасшедшие водители, которые, кажется, даже правил не знают. А в последнее время к этим трём стандартным типам добавился ещё один — защитники природы. Теперь даже в моём маленьком городке каждый десятый покупает себе гибридный автомобиль. Они, кстати, не такие шумные, как и электрические, хотя и стоят дороже. Но правительство поощряет такие покупки: в конце года оно выплачивает определённую сумму, если ты продолжаешь ездить на гибридной машине».
Эйприс Томас, домохозяйка
Гент, Бельгия
«Пешеходы и велосипедисты — самые властные существа на дороге в Бельгии: не существует такого правила, которое мог бы нарушить первый, а просто коснувшись второго, ты рискуешь попасть в тюрьму. А велосипедистов тут очень много, поэтому редко можно встретить безбашенного водителя: все ездят аккуратно, как будто ожидая, что вот-вот из угла вынырнет очередной студент на велике. Максимум, что я могу себе позволить, — это разогнаться на автостраде на 15–20 км/ч больше, чем это положено, но и тогда нужно быт осторожным: полицейских тут не умолить. По крайней мере я не знаю ни одного случая, когда кому-то удавалось отвертеться от штрафа.
У нас нельзя быть невежливым на дороге: это, скажем так, одно из правил. Хотя нельзя сказать, что вежливые тут исключительно из-за дисциплинирующе огромных штрафов, повсюду расставленных незаметных камер и зорких полицейских. С этим мы давно научились бороться: у нас есть специальные программы на радио и сайты, посвящённые местоположениям и тех и других. Эту информацию присылают сами водители, хотя я сам так ни разу не делал. Раньше мы ещё предупреждали друг друга о полиции с помощью двойного мигания дальним светом, но контрольные службы узнали об этом и теперь за такие проделки можно получить немалый штраф.
Почему-то так случается, что многие наши внутренние правила, которые нигде не зафиксированы (но известны всем водителям), через годы становятся действительными и закреплёнными в законодательстве. Так, например, произошло с правилом молнии: когда две полосы становятся одной, машины слева должны как бы застегнуться в правую линию. У нас было внутреннее правило: каждая машина справа должна уступить машине слева. А в марте этого года это действительно ввели в законодательство и стало обязательным для всех водителей».
Источник: www.the-village.ru