7. Размер тарелки влияет на то, сколько мы едим
Это называется «иллюзия Делбофа», и она хорошо известна ещё с 1865-го года. Принцип её действия наиболее наглядно виден тогда, когда мы накладываем еду в тарелки в заведениях общественного питания с самообслуживанием. Возьмите две порции равного размера. Одну поместите на большую тарелку, вторую на маленькую тарелку. Порция на маленькой тарелке будет казаться больше. Когда проводилось исследование, оказалось, что те, кому дают большие тарелки в среднем кладут туда на 13% больше еды, чем те, кому дают маленькие тарелки. Примерно то же самое происходит, когда мы наливаем напитки. Налейте себе порцию выпивки в маленькую рюмку, а потом попытайтесь налить то же количество выпивки в большой стакан. Это будет очень трудно сделать, потому что мозгу очень трудно преодолеть иллюзию, связанную с размерами стаканов. Также следует учесть, что сюда добавляется дополнительная трудность: мозгу трудно сравнивать вертикальные размеры. Из-за этого даже самые опытные бармены часто думают, что в узком и высоком стакане содержится больше жидкости, чем есть на самом деле. Интересно, что размер тарелки в Америке за последние годы увеличился в среднем на 25%, и это точно совпало с прогрессирующей эпидемией ожирения.
8. Цвета могут изменить всё
Декораторы интерьеров говорят, что мы, как предполагается, выбираем цвета интерьера в зависимости от того, какие эмоции мы хотим вызвать с его помощью. Но существует и ещё кое-что. Согласно статье, опубликованной в журнале «Forbes», тёплые цвета, такие, как красный, и разные оттенки коричневого, могут заставить человека чувствовать себя в тепле. В то время как холодные цвета, такие, как голубой, могут заставить людей чувствовать себя на холоде. Фактически это означает, что можно экономить на плате за отопление. Цвета также могут вызывать указанную выше иллюзию Делбофа. Когда тарелка имеет такой же цвет, что и еда, вы едите больше.
Ещё более сильный эффект на поведение людей оказывает цвет освещения. В 2000-м году в городе Глазго, в Шотландии, сменили обычные уличные фонари на фонари, испускающие синий свет, так как традиционно считалось, что этот цвет обладает успокаивающим эффектом. По официальным сводкам, в районах с синим светом уровень преступности существенно снизился. В Японии решили последовать этому примеру. О снижении уровня преступности на 9% сообщили после того, как синие фонари были установлены в городе Нара. А позже одна из японских железнодорожных компаний установила синие фонари на железнодорожной платформе, которая была печально известно тем, что с неё люди часто бросались под поезд. Количество попыток самоубийств после этого значительно сократилось.
9. Реклама работает, даже когда мы думаем, что это не так
Разумеется, реклама работает: компании не стали бы тратить на неё огромные суммы денег, если бы это было не так. Кроме того, там знают, какие рекламные объявления работают лучше всего. Вот почему мы видим столько рекламы с сообщениями, которые на первый взгляд никак не связаны с рекламируемым продуктом.
В Университете Джорджа Вашингтона и в Университете Калифорнии было проведено исследование. Добровольцам давали рекламные объявления, в которых содержались достоверные факты о рекламируемом продукте. Другой части испытуемых давали объявления, в которых преобладали изображения, вызывающие положительные эмоции, и не связанные напрямую с предметом рекламы. После была проанализирована мозговая деятельность испытуемых. Выяснилось, что электрическая активность мозга значительно выше, если человек рассматривает изображение, наполненное забавными образами, независимо от того, имеют они отношение к продаваемому продукту, или нет. Образы, вызывающие позитивные чувства, вызывают больший отклик в мозгах целевой аудитории.
А ещё реклама разработана так, чтобы действовать даже тогда, когда вы используете ускоренную перемотку. Когда были изобретены цифровые видеомагнитофоны, первоначально считалось, что рекламные ролики теперь утратят свою эффективность, потому что люди будут просто их «проматывать». Однако исследование, проведённое «Harvard Business Review» наглядно доказало, что это не так. В тот момент, когда вы думаете, что «перематываете» рекламу, вы всё ещё находитесь под её влиянием. Включив ускоренную перемотку, вы будете вынуждены постоянно смотреть на экран, чтобы знать, когда её остановить. А значит, вы уделите рекламе ещё больше внимания, чем вам хотелось бы.