Источник:
Фото сделано 8 мая 1942 года
Таким образом, как мы видим, командование Южного фронта было не только в курсе готовящегося взрыва, но и активно принимало участие в его подготовке. Кстати, воспоминания непосредственных свидетелей подрыва ставят крест и на леденящей душу истории о взорванных вместе с плотиной переправляющихся войсках и беженцах.
Теперь рассмотрим судьбу двух армий и кавкорпуса, якобы смытых образовавшейся волной.
Источник:
Переправа 9-й. и 18-й армий через Днепр.
17 августа главком Юго-Западного направления санкционировал отвод войск Южного фронта на Днепр с целью организации прочной обороны на рубеже этой крупной водной преграды. Вечером того же дня последовало боевое распоряжение командующего войсками Южного фронта № 0077/ОП, в котором был определен порядок отвода войск двух армий с рубежа реки Ингулец за Днепр. 2-й кавалерийский корпус должен был отходить в район Никополь — Нижний Рогачик. 18-я армия отводилась на восточный берег Днепра с задачей занять оборону на участке Никополь — Нижний Рогачик — Каховка. Соответственно 9-я армия — на участке Каховка — Херсон. Отход предписывалось прикрыть сильными арьергардами и действиями авиации. После переправы в 18-ю армию передавалась свежесформированная 30-я кавалерийская дивизия, а командующему 9-й армией предписывалось подчинить себе 296-ю стрелковую дивизию. Таким образом, все армии фронта так или иначе получали в свое подчинение второочередные дивизии.
На участке от Никополя до Херсона ширина Днепра в среднем составляет около полутора километров. Громоздкие понтонные парки в ходе отступления были потеряны на дорогах и в боях. Например, 2-й кавалерийский корпус был вынужден оставить свой понтонный парк на реке Южный Буг для переправы отходящих частей 18-й армии. Сохранившиеся в армиях остатки понтонно-мостового имущества можно было использовать только для постройки легких паромов. На помощь войскам пришли суда Днепровского речного пароходства. Баржи, плавучие пристани быстро приспосабливались под паромы, все, что могло использоваться для переправы, было мобилизовано.
В результате были построены три паромные переправы:
1) для 2-го кавалерийского корпуса — три парома на деревянных лодках у Нижнего Рогачика (для 5-й кавалерийской дивизии, лошадей пришлось переправлять вплавь), буксирный пароход с баржей — у Большой Лепатихи (для 9-й кавалерийской дивизии);
2) для соединений 18-й армии — паром на баржах и два парома на подручных средствах в районе Кочкаровки;
3) для соединений 9-й армии — два парома в районе Западные Кайры, три парома на баржах в районе Каховки и два парома у Тягинки.
Обращаю внимание на то, что паромная переправа — это не наплавной мост. Составленный из понтонного парка или подручных средств паром был вынужден двигаться от одного берега к другому, каждый раз перевозя сравнительно небольшое число людей и техники. При этом средняя продолжительность рейса парома составляла около одного часа. Войска двух армий и кавалерийского корпуса приступили к переправе с утра 18 августа. Строжайший расчет времени, четкая организация погрузки и выгрузки, круглосуточная работа буксиров позволили к утру 22 августа переправить основную массу войск на восточный берег. При этом , замечу, что переправа происходила уже после взрыва ДнепроГЭСа.
Нельзя не отметить, что вся эта операция не могла состояться в случае воздействия на паромы с воздуха. Авиации противника было достаточно разбить паромы, и войска оказались бы прижатыми к берегу широкой и полноводной (особенно после подрыва ДнепроГЭСа) реки. К счастью, серьезных налетов авиации противника на всем фронте переправы 18-й и 9-й армий не было.
Не удивительно, что в приказе штаба 9-й армии от 21-го августа говорится:
ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 9 АРМИИ
21 августа 1941 г.
№ 00173
Вынужденная к отходу от Днестра к Днепру, 9 армия к 21 августа с успехом переправилась в труднейших условиях через Днепр и закрепляется на левом берегу последнего.
Задачей армии в данный период является приведение в порядок строевых частей, своих тылов, штабов и средств управления.
Пополнив ряды, армия должна быть готовой к решающим ударам по разгрому и уничтожению зарвавшегося врага.
…
Комвойсками 9 армии
генерал-полковник Черевиченко
Член Военного совета 9 А
корпусный комиссар Колобяков
Наштарм 9
генерал-майор Бодин
Об этом же свидетельствует директива командования Южного фронта:
Директива
командующего войсками
Южного фронта
№ 0083/оп
на оборону
по левому берегу
р. Днепр
(21 августа 1941 г.)
…
Пятое. 18 А – состав 176, 164, 169 сд и 96 гсд и 30 кд.
Задача – обороняясь вост. берегу р. Днепр, прочно удерживать своих руках переправы и Никопольский р-н, не допустить прорыва пр-ка направлении Никополь, Мелитополь.
В резерве иметь не менее одной сд, ближе правому флангу.
Граница слева – (иск.) Березниговата, (иск.) Горностаевка, (иск.) Мелитополь.
Шестое. 9 А – состав 51, 150, 74, 30 и 296 сд.
Задача – обороняясь вост. берегу р. Днепр, прочно удерживать тет-де-пон у Берислав и Херсон, не допустить прорыва пр-ка направлении Перекоп.
В резерве иметь не менее одной сд ближе правому флангу.
Граница слева – Сокологорная, свх. Аскания Нова, Скадовск.
По всей видимости, основой для слухов о «смытых волной армиях» стала судьба 6-й и 12-й армии, двумя неделями ранее погибших в Уманском котле.
А теперь посмотрим на карту. Расстояние от плотины ДнепроГЭС до села Нижний Рогачик, где переправлялся 2-й кавалерийский корпус, составляет примерно 125 км., а до пгт. Великая Лепетиха - примерно 145 км. До Качкаровки, где переправлялась 18-я армия, это расстояние равно примерно 160 км. Каиры, Каховка и Тягинка, где переправлялись части 9-й армии, расположены ещё дальше по течению Днепра. Любой человек, знакомый с физикой в рамках хотя бы школьного курса, легко поймёт, что ни о каких «тридцатиметровых волнах» на таких расстояниях не может быть и речи.
Внимательно рассмотрим фотографии плотины разрушенного этим взрывом, сделанные с борта немецкого военного самолёта.