Источник:
Существуют разные оценки числа жертв катастрофы, официальное число — около 26 тыс. человек, — учитывает лишь непосредственно утонувших при самом заводнении; c учётом же погибших от эпидемий и голода, распространившихся в результате катастрофы, полное число жертв составляет, по разным оценкам, 171 тыс. или даже 230 тыс.. Кроме этого, погибло свыше 300 тыс. голов скота и было разрушено примерно 5,96 млн зданий.
5. Дамба Глено
Источник:
Строительство гидроэлектростанции, использующей реку Глено в долине Скальве (Скальве), началось в 1916 году, но проект был остановлен плохими материалами и качеством работ. Кроме того, из-за проблем с финансированием план изменился с первоначальной идеи гравитационной плотины. 1 декабря 1923 года, в 7:15 утра, произошла трагедия. Центральная часть рухнула, в результате чего в долины Скальве устремилось 4,5 миллиона кубических метров воды. Официальные погибшие – 356 жизней, а также значительный ущерб дорогам, мостам и зданиям.
6. Плотина Мальпассе
Источник:
Плотина Мальпассе (Barrage de Malpasset) – арочная плотина на реке Рейран во Франции, близ города Фрежюс. Сооружение было построены для снабжения округи питьевой и оросительной водой.
О строительстве плотины у Фрежюса говорили аж 1865 года, но в виду дороговизны проекта, строительство началось лишь в 1952 году (по другим данным – в 1941) и была завершена в 1954 году, при этом строительные работы несколько раз саботировались забастовками рабочих, не довольных размером своей зарплаты. В конечном итоге руководителям проекта пришлось серьёзно сэкономить на качестве бетона.
Ситуацию усугубляло то, что в непосредственной близости от дамбы регулярно проводились подрывы устаревших взрывчатых веществ, а в скором времени рядом началось строительство автотрассы А8 – с применением взрывчатки.
Новенькая плотина находилась в ужасном состоянии, однако её владельцам крайне повезло с погодой – установился пятилетний засушливый период в регионе, из-за чего водохранилище плотины Мальпассе заполнялось не более чем на четверть от своей ёмкости.
19 ноября 1959 года начался сезон дождей в регионе. Водохранилище быстро наполнилось и стало видно, что плотина Мальпассе конкретно так протекает.
2 декабря 1959 года дождь всё не прекращался, вода находилась уже в 28 сантиметрах от края плотины. Работники сооружения били тревогу и запрашивали у начальства разрешения на сброс воды, однако им ответили отказом – в 200 метрах от плотины только заложили бетонные основы для моста строящейся автотрассы, а сброс воды мог их повредить.
Ровно в 18 часов того же дня на плотину пришло разрешение на частичное открытие водосброса, но этого оказалось недостаточно. В 21 час 13 минут произошло обрушение плотины Мальпассе. В прорыв устремился мощный поток воды – волна достигала 40 метров в высоту и двигалось со скоростью более 70 километров в час. В течение нескольких минут были полностью уничтожены две небольшие деревни: Мальпассе и Бозон, также серьёзно пострадала строящаяся автотрасса.
Плотина разрушилась мгновенно, огромная масса сдвинувшейся воды сработала как поршень и сжала воздух перед собой, обратив его в мощнейшую ударную волну, выбившую все окна и двери в домах на пути цунами. За двадцать минут поток волны добрался до Фрежюса, полностью затопив западную половину города, а затем вся вода ушла в море.
В результате катастрофы погибло и пропало без вести 423 человека, из них 135 – дети. Жертв могло быть гораздо больше, если бы военные с ближайшей базы не начали самовольные спасательные операции с использованием вертолётов.
Примечательно, что одному из выживших после удара потока воды по деревням, удалось дозвониться в полицейское управление Фрежюса и сообщить о надвигающейся на город волне воды, однако там лишь посмеялись над предупреждением.
Источник:
7. Оровилльская плотина