Колосс встает на ноги
Нельзя сказать, что Челябинский тракторный завод был целиком построен по лекалам американцев. В проектировании участвовал, к примеру, выдающийся отечественный архитектор Владимир Григорьевич Шухов. Он, в частности, разрабатывал механосборочный и кузнечные цеха ЧТЗ.
Ночная иллюминация завода.
В литературе, посвященной архитектурному наследию Шухова, можно найти такое описание построенных сооружений:
«Грандиозные цехи завода полны света и воздуха. Из стекла сделаны и крыши. Равномерный мягкий свет падает на вереницы станков, освещает безукоризненную чистоту полов, по которым бесшумно катятся электрокары. Цехи окружены кольцом зеленых насаждений».
Или:
«Площадь цехов, одетых в железобетон и стекло занимает 183 га, площадь одного механосборочного цеха составляет 8,5 га. Длина этого цеха – 540 метров… Кузнечный цех площадью 2,6 га, объем 330 тыс. кубометров… Челябинский тракторный завод – образец специализированного завода с массовым поточным производством».
Панорама ЧТЗ.
Несмотря на то, что на заводе было немало иностранного, около 40% всего оборудования создавали в СССР.
Немного забегая вперед, упомяну, что всего через несколько лет на поточное производство вместо тракторов встанут танки. А пока, 1-3 июня 1933 года, Челябинский тракторный завод был торжественно запущен в присутствии самого председателя Президиума ЦИК СССР Калинина. Орджоникидзе позже по итогам открытия на XXII съезде партии скажет:
«Такого огромнейшего и роскошнейшего завода нет не только в Европе, но, кажется, и в Америке».
Проектировщики заранее подготовились к церемонии и на опытном заводе собрали десять первых тракторов «Сталинец-60». Этот мини-завод внутри основного был готов уже ноябре 1930 года и предназначался для детального изучения зарубежных образцов автотракторной техники, а также обучения будущих заводчан. Предполагалось, что к пуску основного производства на опытном заводе обучат не менее 4 тыс. мастеров, большая часть из которых — вчерашние селяне. Руководил возведением опытного завода американец Джон Тэйн, а также когорта специалистов из заокеанского Caterpillar. Мастерами на уже построенном предприятии работали не менее 100 американцев — в том числе у них учились тракторозаводчане. Именно они в будущем станут костяком завода, без которого не удалось бы освоить производство танков в масштабах Великой Отечественной войны.