И вот тут «Безбашенные» впервые показали свой нрав. 7 мая они утопили легкий авианосец «Сёхо», а 8 мая весьма серьезно навешали полноценному ударному авианосцу «Секаку». Три бомбы вывели авианосец из строя, и он отправился на ремонт.
Да, японцы не остались плакать по углам и утопили «Лексингтон», но от завоевания Новой Гвинеи и Австралии отказались.
В конце весны 1942 г. появился SBD-3, представлявший собой окончательно доведенный до ума прототип. Все баки были протектированы, появилось бронестекло в фонаре кабины, бронезащита экипажа, пулемет 7,62-мм, защищавший заднюю полусферу был заменен на спарку таких же пулеметов.
Далее была битва за Мидуэй.
Все, в общем, в курсе, как ошибся адмирал Нагумо (и не единожды), все уже в курсе, нам стоит заострить внимание на тактике работы американцев.
Да, без истребительного прикрытия торпедоносцы «Девастейтор» понесли катастрофические потери от атак «Зеро» и огня зенитной артиллерии. Из сорока одного участвовавшего в атаке торпедоносца вернулись на свои корабли только четыре.
Но пока истребители японцев были заняты добиванием последних TBD, на высоте подошли пятьдесят «Даунтлессов». Истребители, которые работали по торпедоносцам, летящим на небольшой высоте, просто не успели ничего сделать. И пикирующие «Безбашенные» сделали свое дело.
«Акаги», «Кага» и «Сорю», палубы которых были заставлены самолетами, готовившимися к взлету, заправленными и снаряженными бомбами и торпедами, превратились в пылающие развалины.
«Хирю», который шел несколько в стороне от основных сил, остался цел и выпустил все свои самолеты против «Йорктауна», который не выдержал атак и был оставлен экипажем.
Но Даунтлессы» с «Энтерпрайза» и уже вышедшего из строя «Йорктауна» разделали «Хирю» как бог черепаху.
Японский корабль долго горел и в итоге был затоплен экипажем на следующий день.
Что же получается? Не самый продвинутый и современный бомбардировщик в компании с далеко не самыми продвинутыми и современными торпедоносцами (о «Девастейторах» в следующем материале поговорим) за несколько часов утопили почти половину авианосного флота Японии.
Многие историки именно битву при Мидуэе считают переломным моментом в войне на Тихом океане. И делают это вполне справедливо.
Несмотря на статус самолета морской авиации, «Даунтлессы» из-за отсутствия складывающихся крыльев не могли использоваться на эскортных и легких авианосцах, которые США начали выпускать в устрашающих количествах.
В 1943 году командование флота решило заменить «Даунтлессы» на новые SB2C «Хеллдайвер», но задержки с производством «Хеллдайвера» оставили старичков в строю не только на весь 1943 год, но и на половину 1944-го.
Но даже когда на палубах авианосцев уверенно прописался «Хеллдайвер», «Даунтлессы» не пошли на распил, а были переданы Корпусу морской пехоты и воевали с сухопутных аэродромов как ни в чем не бывало до конца войны.
Что можно сказать про самолет? Самолет был хорош. Когда проблемы управляемости были решены, все стало просто прекрасно.
Да, скоростью SBD не блистал, это так. Но она ему особо и не была нужна, поскольку если за «Даунтлессов» брались истребители противника, то более ценен был бы секундный залп бортового оружия и возможность маневрировать.
Хвостовая часть фюзеляжа и центроплан выполнялись герметичными, что обеспечивало длительную непотопляемость самолета при посадке на воду. По крайней мере, достаточную для того, чтобы успеть вытащить из кабины стрелка-радиста резиновый плот с запасом воды и продуктов. У пилота, кстати, в кабине устанавливался на козырьке стандартный шлюпочный компас, который можно было легко снять в случае необходимости.
В целом, очень заслуженный самолет, прошедший свой боевой путь с честью и главное – результативно.