Источник: avatars.mds.yandex.net
Британский тяжёлый крейсер Suffolk
Утром 24 мая эскадра вошла в Датский пролив. В 5:25 акустики крейсера Prinz Eugen зафиксировали шум винтов. В 5:37 был установлен визуальный контакт с кораблями союзников, поначалу принятых за крейсеры. В 5:52 английский линейный крейсер Hood дал первый залп по немецкому крейсеру. С ним шёл линкор Prince of Wales, только что введённый в состав флота. Он открыл огонь по линкору. После обмена залпами Bismarck получил пробоину в носу и стал терять топливо и принимать воду. Hood же получил попадание в район грот-мачты, на нём начался сильный пожар. В 6:00, через восемь минут после начала боя, английские корабли начали поворот, чтобы ввести в бой кормовые башни. В этот момент Bismarck своим пятым залпом добился ещё одного попадания в Hood. Неизвестно в точности, что именно произошло, но, судя по всему, детонировал боезапас. Линейный крейсер переломило пополам мощным взрывом, и через три минуты его остатки исчезли под водой. В живых из всей команды осталось только три человека.
Источник: avatars.mds.yandex.net
Bismarck ведёт огонь по Hood. Снимок с борта крейсера Prinz Eugen
Prince of Wales, оставшись в одиночестве и получив семь попаданий, вышел из боя под прикрытием дымовой завесы. Адмирал Лютьенс отказался от преследования.
Оценивать это решение можно по-разному. С одной стороны, у немецкой эскадры были хорошие шансы записать на свой счёт ещё один английский линкор: завидная добыча. С другой же — задерживаться в Датском проливе означало повысить вероятность подхода других английских кораблей: вдали от своих баз на уже повреждённом корабле это было слишком рискованно. Bismarck получил три попадания, его скорость упала до двадцати восьми узлов, была потеряна часть топлива, корабль зарывался носом в воду. Оценив ситуацию, адмирал принял решение кратчайшим путём уходить в ближайший порт — Брест.
Norfolk и Suffolk отправились в погоню. Prinz of Wales последовал за ними. С запада выдвинулись основные силы британского флота под командованием адмирала Джона Тови в составе линкора King George V, линейного крейсера Repulse, авианосца Victorious, эскадры лёгких крейсеров и девяти эсминцев. Со стороны Гибралтара вышли линейный крейсер Renown, авианосец Ark Royal и крейсер Sheffield. Всего британское адмиралтейство задействовало восемь линкоров и линейных крейсеров, два авианосца, пятнадцать крейсеров и двадцать два эсминца.
С семи вечера 24 мая до часа ночи корабли несколько раз обменивались залпами, но безрезультатно. В это же время Лютьенс отдал крейсеру Prinz Eugen приказ выйти из эскадры и двигаться дальше самостоятельно. Линкор остался в одиночестве.
В 23:27 торпедоносцы Swordfish с авианосца Victorious атаковали линкор и добились одного попадания торпеды, не принёсшего значительных повреждений. В 3:10 25 мая Bismarck изменил курс, и преследователи потеряли контакт, чему способствовала ухудшившаяся погода. Но в семь и девять часов утра Лютьенс дал две радиограммы, что позволило англичанам уточнить местонахождение линкора. Однако контакт с кораблём был восстановлен только в 10:30 26 мая, после обнаружения линкора морским разведчиком Catalina. Более суток линкор двигался в сторону Франции с переменной скоростью, пытаясь на ходу исправить повреждения. В момент обнаружения разведчиком до Бреста оставалось более 550 миль и 30 часов хода.
Источник: avatars.mds.yandex.net
Торпедоносец Swordfish над авианосцем Ark Royal
Только в 20:47 торпедоносцы с авианосца Ark Royal снова атаковали линкор. Из всех сброшенных торпед в цель попала одна, но именно она заклинила рули. Линкор потерял управление. Попытки исправить повреждение за первую половину ночи успехом не увенчались. Адмирал Лютьенс отправил последнюю радиограмму: «Линкор неуправляем, мы будем сражаться до конца». В 21:15 штаб кригсмарине подписал приказ: «Подводным лодкам, сохранившим запас торпед, немедленно на максимальной скорости следовать к линкору Bismarck в сетку квадрата БЕ-29».
Тяжёлые корабли союзников сходились для последнего боя. Ближе к утру английские эсминцы неоднократно пытались атаковать повреждённый линкор, но не добились успеха.
В 8:47 27 мая открыли огонь британские линкоры. К 10:00, исчерпав весь боезапас и возможности к сопротивлению, Bismarck был обречён. Команда открыла кингстоны*, и линкор ушёл на дно, не спустив флага. Английские корабли подняли из воды чуть более ста человек. Ни Лютьенса, ни Линдеманна среди них не было.