«Сцена, когда мой герой в шторм губит шведскую эскадру, на самом деле снималась, конечно, не в открытом море, а у пирсов. Для этого привезли двигатели от реактивных самолётов, которые потоками горячего воздуха убирают с крыльев снег и лёд. Вот с их помощью и был имитирован жуткий шторм. И сильные струи воздуха от них были просто обжигающими!.. Страшноватые, надо сказать, ощущения... », — рассказывает Борис Невзоров.
Источник: Кадр из фильма «Россия молодая».
Степан Старчиков впервые после Школы-студии МХАТ попал в такое большое кино на одну из главных ролей. Они сразу сдружились. Старчиков, Фатюшин, Невзоров. Их настоящее тёплое отношение друг к другу помогло в конечном счёте передать это «на камеру».
Источник: Кадр из фильма «Россия молодая».
«Узилище», куда Иевлев и Рябов были заточены по навету, снимали в Москве, на Крутицком подворье. Некогда в этих самых казематах сидел опальный патриарх Никон. Тогда там было всё в полуразрушенном состоянии. Но актёры прикоснулись к настоящей истории.
Источник: Степан Старчиков. Кадр из фильма «Россия молодая».
Вообще на картине работали потрясающе грамотные консультанты. Один из построенных для дилогии Герасимова фрегатов перегоняли из Ленинграда в Выборг, где проходили основные съёмки. Он попал в шторм и утонул. И тогда один из консультантов — генерал-лейтенант инженерных войск Самойлович, подал идею построить большую палубу из военных понтонов, которые используются для наведения переправ.
Буквально за пару недель солдаты из понтонов построили палубу, обитую досками. На ней и снимали огромное количество батальных морских сцен фильма. В них, а также в штурме крепости в финальных сценах снимались пограничники.
Источник: Штурм крепости. Кадры из фильма «Россия молодая».
Источник: Штурм крепости. Кадры из фильма «Россия молодая».
Картину сняли с большим размахом. Но ничего не получилось бы, если бы не было такой профессиональной команды. Картину озвучили, все получили свои премии, и даже министр за то, что министерство по кинематографии выполнило план по готовым картинам. А затем ленту благополучно положили на полку и забыли о ней на два года. Руководство посчитало, что в фильме есть «доля национального шовинизма». Даже в этой исторической картине узрели вредные ростки националистической идеологии.