Железнодорожные ворота - следующие после Аусфальских. После окончания пруда следы Второго вального обвода теряются.
Бранденбургские ворота находятся уже на левом берегу Преголи. Вокруг них никаких признаков валов нет.
Следующий сохранившийся участок Второго вального обвода находится в Южном парке и тянется вдоль проспекта Калинина. Он представляет собой два равелина - Хабербергский и Фридландский, окружённые рвами с водой.
Равелин "Хаберберг" был построен во второй половине 19-го века по проекту всё того же Эрнста Людвига фон Астера, получил название от прилегающего городского района. Равелин состоит из редюита, капонира и двух полукапониров. Равелин "Хаберберг" являлся частью Хабербергского фронта, соединен насыпным валом с аналогичным равелином "Фридланд".
Вал укреплён кирпичными стенами с амбразурами.
Заканчивается этот участок Фридландскими воротами.
Прошлую свою прогулку мы закончили расположенным на правом берегу Преголи бастионом "Литва". Сейчас мы тоже вышли к реке, но к левому берегу, к бастиону "Прегель", находящемуся на другой стороне улицы Дзержинского от Фридландских ворот. Хотелось замкнуть кольцо оборонительных укреплений Второго вального обвода, но эти два бастиона стоят не просто на разных берегах реки, но и на разных её рукавах. между ними лежит ещё и остров Ломзе, ныне Октябрьский.
Бастион был построен в 1862-м году архитектором И. Штраусом и прикрывал реку Преголь в верхнем её течении в пределах города. В нижнем, со стороны моря стояла крепость Фридрихсбург. Бастион замыкал восточный фланг Хабербергского фронта. Непосредственно перед редюитом находился еще один водный ров. Выглядел бастион достаточно внушительно и свой рукав реки контролировал полностью.
В своём первоначальном виде бастион просуществовал сравнительно недолго и какой-либо значительной роли в военной истории города не сыграл. Быстрое развитие военного искусства в 19 веке привело к тому, что уже к концу века вальное укрепление не могло защитить город от врагов. Рвы и валы уже не могли служить эффективной защитой и окончательно ушли в средневековье. В 1910-м году годок рвы бастиона были засыпаны, остался только редюит
Во времена Второй мировой войны Бастион использовался немецкими войсками в качестве склада для оружия и боеприпасов. Однако для обороны Кенигсберга он практически не был использован, так что не сыграл значительной роли в историческом процессе (всего лишь несколько раз Бастион подвергался артиллерийскому обстрелу, отчего получил совершенно незначительные повреждения). После войны помещения бастиона использовали для хранения овощей, а еще немного позже – в качестве автомастерских и гаражей. Затем некоторое время он был заброшен.
Во внутренний двор попасть не удалось, но вот нашёл фотографию в интернете. Пишут, что там собираются на свои слёты байкеры.
Вторым вальным обводом дело не закончилось, вскоре в Кёнигсберге началось строительство следующего кольца, но об этом в другой раз.
Автор DMITRY_SASIN
Авторский пост