За второй дымовой трубой предполагалось установить с каждого борта по спаренной установке универсальных 88-мм орудий SKC/32 с боекомплектом по 400 выстрелов на ствол.
ПВО ближнего радиуса действия включало в себя четыре спаренные установки зенитных 37-мм полуавтоматов SKC/30 с досягаемостью по высоте 6800 м и скорострельностью до 40 выстрелов в минуту. Также туда входили четыре 20-мм зенитных автомата SKC/30 со скорострельностью до 200 выстр./мин и эффективной высотой поражения 2200 м.
Установка Dopp LC/30 с 37-мм/83 полуавтоматами SK C/30 на одном из эсминцев
Такое зенитное вооружение было откровенно слабым, но в 1938 году флотское командование Германии не считало авиацию серьёзным противником. Поэтому средства ПВО находились примерно на одном уровне с одноклассниками, исключая разве что вышеупомянутые крейсера типа Fiji. Они несли в качестве универсальной артиллерии четыре спаренные установки 102-мм орудий, два откровенно неудачных «пом-пома» и две счетверённые пулемётные установки.
В центральной части должны были побортно устанавливаться по одному четырёхствольному поворотному торпедному аппарату калибра 533 мм для стрельбы торпедами G7a.
Также по проекту предусматривалась возможность брать на борт до 50-60 мин заграждения.
Взлёт гидросамолёта Arado Ar 196 с воды
На площадке между дымовыми трубами предусматривалось место для размещения 2 гидросамолётов Arado Ar 196, запускаемых с катапульты, а также поворотного крана для подъёма их с воды.
Оценка проекта
Если сравнивать крейсеры проекта M с зарубежными аналогами, то немецкий проект не то, что не имел никаких выдающихся особенностей, но и банально уступал своим одноклассникам практически по всем параметрам. Его броневая защита, особенно горизонтальная, была одной из самых слабых в своем классе. Уступал он и по весу бортового залпа — 362 кг против 380 у Raimondo Montecuccoli, 487 у La Galissonniere и 609 у Fiji.
Лёгкий крейсер Montcalm типа La Galissonniere в Филадельфийской верфи, США, 26 июля 1943 года
Единственными теоретическими преимуществами являлись скорость и дальность хода, достигаемые установкой комбинированной ГЭУ. Но и в этом случае не обошлось без ложки дёгтя: для того, чтобы перейти с экономического на полный ход, требовалось определённое время. Это могло сыграть роковую роль в боевой обстановке. Поэтому резоны командования Кригсмарине, всё-таки согласившегося на строительство крейсеров типа М, не совсем понятны. Ведь из получившегося проекта становилось ясно, что Германия получит довольно посредственный лёгкий крейсер за цену, равную 65% стоимости постройки тяжёлого Admiral Hipper.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS