В поисках материала для новой драмы Вагнер обратился к средневековым легендам: немецким, скандинавским, исландским. Так родились «Тангейзер», основанный на предании о поэте-страннике Тангейзере и повести Гофмана «Состязание певцов», и «Лоэнгрин» – история о рыцаре Грааля. В 1848 году Вагнер начал делать первые наброски к своему титаническому труду – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга», работа над которой длилась 26 лет.
Композитор на баррикадах
Погружаясь в своем творчестве в глубокое Средневековье, Вагнер не терял связи с современностью, активно участвуя в политической жизни Европы конца 1840-х, когда по странам и городам прокатилась волна революций, вошедших в историю как «Весна народов». В это-то время Вагнер и познакомился с Бакуниным, гостившим у его друзей.
Источник:
Придя в восторг от русского пассионария, Вагнер стал излагать ему свои взгляды на жизнь и искусство, в ответ получая неизменное: «Гибель и разрушение!» – в том смысле, что новый мир предполагалось строить только после уничтожения старого. Когда Рихард пытался делиться с Бакуниным творческими планами, революционер бросил, что все либретто должны состоять из нескольких фраз вроде «Повесьте его!», «Обезглавьте его!» и тому подобных.
Под влиянием революционных друзей придворный капельмейстер Вагнер совершил ряд поступков из серии «пилить сук, на котором сидишь»: выступил с публичным докладом, предлагая упразднить монархию, публиковал социалистические статьи в полулегальной газете – хотя и анонимно, но весь Дрезден прекрасно знал имя автора. Наконец, когда волна восстаний докатилась до города, в мае 1849-го Вагнера часто видели на баррикадах. А после того как восстание обернулось крахом, он спасся лишь чудом: покинув город вместе с Бакуниным и другими повстанцами, композитор во время одной из остановок отстал от их повозки, благодаря чему избежал ареста, когда бунтовщиков настигли солдаты.
При содействии Ференца Листа Вагнер бежал в Швейцарию. На родине, то есть на территории Немецкого союза, его объявили в розыск.
Источник:
Вагнер с кайзером Вильгельмом I
Черная благодарность
Вагнер с верной Минной обосновались в Цюрихе. Композитор заранее позаботился о материальной базе, договорившись с богатыми почитательницами его таланта, немкой Юлией Риттер и англичанкой миссис Тейлор, о регулярных выплатах. Друг Вагнера дирижер Ханс фон Бюлов писал их общему знакомому Венделину Вейссхеймеру о Вагнере так: «Вот загадка: когда ему нужно, он всегда умеет раздобыть деньги – он еще более гениальный финансист, чем поэт и музыкант!»
При этом композитор взял за привычку кусать руку, которая его кормит, то есть, мягко выражаясь, огорчать благодетелей. Сначала он закрутил роман с замужней дочерью миссис Тейлор Джесси, задумав бежать с той в Грецию, причем, конечно, на деньги миссис Тейлор. Разразился скандал, и Вагнер лишился важного спонсора.
Другому своему покровителю, богатому бизнесмену Отто Везендонку, оплатившему устроенный Вагнером фестиваль в Цюрихе и построившему для композитора в Швейцарии уютный домик, Вагнер отплатил тем, что завел роман с его женой Матильдой. Напряженные отношения внутри любовного треугольника с Везендонками очень напоминали сюжет «Тристана и Изольды» – эпической музыкальной драмы, над которой он работал в то время.