Фильм снимается не по порядку, все сцены разрозненны и чтобы всё сошлось в единое целое режиссёрский сценарий и раскадровка являются основным руководством для всех работающих над фильмом.
Подготовительный период завершается заседанием Художественного совета киностудии, принимающим всю проделанную работу. Утверждается творческо-производственная группа. В неё входят:
кинорежиссёр И.Ковалевская
художник-постановщик М.Жеребчевский
оператор Е. Петрова
звукооператор В. Бабушкин
ассистент режиссёра
ассистент художника С. Скребнёва
монтажёр Е. Тертычная
редактор А. Снесарев
группа художников-мультипликаторов
Директор картины
Когда всё придумано, нужно показать все эти фантазии зрителю. Но ведь таких нарисованных артистов в жизни нет и не должны они быть, как живые люди. Кто заставит фантазию двигаться? Искать волшебников ? А ведь находили и даже воспитывали.
В своё время, киностудия «Союзмультфильм» сама готовила свои кадры на специальных курсах. Сюда приходили совсем молодыми, здесь учились и потом работали, практически, всю жизнь.
На студии у каждого было постоянное место с непременным зеркалом. Посмотрит мультипликатор в зеркало, вообразит себя волком или котёнком и перенесёт всё на бумагу!
Никто не удивлялся, если в коридоре студии кто-нибудь вдруг замяукает или запрыгает зайчиком- это просто художник входит в образ!
Иногда профессию художника-мультипликатора сравнивают с актёрской. Обычный актёр вживается в роль, приспосабливая свой организм создаёт из него образ.
Художник-мультипликатор не только вживается в роль, он создаёт образ, которого в природе нет. Наделяет его походкой, привычками, характером, соединяет его с голосом. Даже когда его герой «не живой». Попробуйте-ка представить себе, как ходит стул, как мечтает стол, сердятся подушки или танцуют ложки! Не можете? Значит вы не аниматор!
Конечно, у каждого художника-мультипликатора есть свои пристрастия: один любит персонажи динамические, другой – лирические, третий предпочитает музыкальный материал. Кому-то по душе психологические сцены, а некоторым- драки и погони. Но, в принципе, каждый должен уметь делась всё.
В мультипликационном фильме каждую отдельную сцену делает один единственный мультипликатор. Он играет и рисует один за всех. Конечно, режиссёр старается подобрать задание для мультипликатора так, чтобы в сценах были одни и те же персонажи, но это удаётся редко.
Чтобы сделать фильм в срок к работе над фильмом одновременно привлекаются несколько художников-мультипликаторов. В среднем 3-5. Каждый мультипликатор вносит особенности своего творческого почерка. При этом, сохранив всё то хорошее, что придумал исполнитель, необходимо сохранить целостность фильма.
Чем больше на картине работает художников-мультипликаторов, тем труднее приходится режиссёру и художнику-постановщику.
«Что же касается фильма « Бременские музыканты», то на нём одновременно работали 16 художников-мультипликаторов. Только очень малый режиссёрский опыт мог заставить меня пойти на такой эксперимент. Больше этого я себе никогда не позволяла! - рассказывает Инесса Ковалевская,- Поскольку с большинством художников-мультипликаторов на фильме «Бременские музыканты» я познакомилась впервые, то задания-сцены поначалу раздавались наугад без учёта и знания способностей и особенностей данного исполнителя. Только через некоторое время, после просмотра первых проб мультипликата, я стала лучше понимать, кому и какую предложить работу.»
Не смотря на сложности и творческие споры, многих судьба связала на долгие счастливые годы совместной работы.