На дорогах Киото встречаются необычные машины, но не так часто, как в Токио. Уже по составу автомобильного трафика видно, что старая японская столица живет значительно скромнее действующей.
Настала пора перейти к общественному транспорту. Сразу признаюсь, что безрельсовыми видами его мы не пользовались – схемы движения всюду вывешены только на японском языке, что неизбежно моментально отсекает подавляющее большинство туристов. Тем не менее хочу упомянуть, что внутригородское автобусное сообщение в Киото достаточно развитое, а проезд в пределах центра в муниципальном автобусе стоит 220 иен для взрослого пассажира и 110 иен для детей в возрасте от 6 до 12 лет. У частных компаний, думаю, цены держатся примерно на том же уровне.
Наряду с метро, о котором я расскажу чуть ниже, роль общественного транспорта в Киото выполняют железные дороги, принадлежащие разным компаниям. Про себя я окрестил их надземной, хотя станции часто находятся под землей и в определенной степени интегрированы в систему муниципального метрополитена и национальных железных дорог (JR).
Тут можно наблюдать виадук надземного перегона железной дороги Keihan в центре города.
Если на станциях в метрополитена хотя бы один автомат по продаже билетов может похвастать меню на английском языке (в Токио их и вовсе большинство), то частная надземка менее дружественна к иностранцам. Билеты мне удалось приобрести только при помощи сидящего в кабинете у турникетов железнодорожного работника. Английским он не владел, но при помощи карты мне удалось кое-как объяснить, куда нам нужно проехать, после чего любезный юноша вместо меня поколдовал с японоговорящей машиной, на пальцах показав, сколько денег следует скормить монетоприемнику. К слову, ни самые мелкие монетки, ни купюры свыше тысячи иен автоматы, как правило, не принимают.
Сначала я обрадовался, что проезд до цели поездки, до которой было четыре станции с пересадками, обошелся всего 300 иен (стоимость двух взрослых билетов, Алекс ехал бесплатно в свете юного возраста) на всех.
Увы, оказалось, что 100 рублей с нас взяли только за один перегон до станции пересадки с частной надземки на линию муниципального метро Tozai, причем по улице протяженность этого перегона составляла всего-навсего пару-тройку сотен метров. Очень неудобная система, когда билеты не являются «сквозными»! В Токио, кстати, такая же картина. В этом смысле британский общественный транспорт не в пример удобнее, хотя там тоже целых ворох компаний-владельцев.
У меня вообще создалось впечатление, будто муниципалитет недолюбливает своих частных конкурентов. По крайней мере на официальном сайте Киото в разделе внутригородских коммуникаций умалчивается про «коммерсантов», а схема рельсового общественного транспорта отображена в удивительно куцем виде.
Подземная станция железной дороги. Показанный тут тип поездов используют надземки нескольких частных линий. Наряду с внутригородскими поездами ходят также пригородные и междугородние составы других типов, но они, по всей видимости, обходят большинство городских станций по поверхности.