Где это видано, чтобы в зоны белорусского отдыха к сервису, а тем более общепиту допускали частников? Куда смотрит исполком? Почему прозевало райпо?
— Райпо работать здесь невыгодго, — объясняет Петровна. — Сезон слишком короткий. Им надо привезти машину, грузчиков нанять, людям зарплату заплатить. А в августе отдыхающих уже не будет. Я же, наверное, единственная в Новогрудке, которой так работать разрешили. Не хвастаюсь, упаси бог, но мои чебуреки и в Минск специально покупают, когда назад собираются. Очереди огромные на выходных. Выхожу из вагона, шатаюсь от усталости. Власти признали: качественные чебуреки. И дали добро. Вот сейчас манты планирую готовить, плов, шашлычок из курицы. Я вообще сама из Алма-Аты, переехала с мужем в Беларусь 20 лет назад.
— Нормально в Беларуси можно жить, только не ленись, — рассуждает женщина. — У меня дача, 50 соток земли. Чего не жить? Все растет: и огурцы, и яблоки. Только занимайся. А если кто не хочет работать, то только и будет скулить. У меня такой подход: каждый день проснулся — иди и что-то сделай. Зимой возим по организациям пирожки. Загрузим в Passat и везем — расхватывают на лету.
— Почему ж вы одна тут такая? Почему другие ленятся?
— Откуда ж мне знать!
Петровна отвлекается на девочек, которые делают заказ.
— Не поверите: все 11 лет, что я здесь работаю, так в озере и не покупалась, — говорит на прощание. — У меня к Свитязи особое отношение. Языческое. Я не хотела, что ли, озеро осквернять. Оно дает мне копейку, дает заработок моей семье.
Что вы увидите, если будете долго смотреть в чашу озера-символа? Теряющий культуру народ? Чиновников, неспособных обустроить и сберечь то, что досталось даром? Чахлый рынок, только силами казашки сумевший родить чебурек? Мы разглядели 12 000-летнее белорусское достояние, которое всю эту суету, и нас, бестолковых, переживет.
Прямая речь
Александр Качан, директор республиканского ландшафтного заказника «Свитязянский»:
— До 10 тыс. человек в погожие дни у нас скапливается. Нагрузка превышает допустимую в несколько раз. Что делать? Ограничить доступ людей можно только введением платы. По-другому мы никак не можем это сделать. Только платные услуги. У нас направленность сейчас такая: забираем у Министерства транспорта стоянки, делаем их платными, чтобы ограничить количество машин.
В прошлом году мы немного упорядочили ситуацию с одной стороны берега — центральной. Осталась проблемная сторона — заезд со стороны Кареличского района. Там есть проблемы. Мы туда не смогли добраться пока. Земля под строительство стоянки выделена, но из-за отсутствия средств построить ее не смогли. Когда закроем въезд с той стороны, то наведем относительный порядок. Отведена также территория, около трех гектаров, под строительство палаточного городка. Строим детский эколого-развлекательный центр. Инфраструктура Свитязи будет развиваться.