Ирина Мурзаева
Ирина Мурзаева родилась 15 мая 1906 года в Красноуфимске Вятской губернии. Отец был художником, преподавал рисование. Мать учительствовала в начальной школе. Судьба кидала их семью по разным городам российской глубинки, пока, наконец, Мурзаевы не осели в Москве. Здесь под мамино руководство отдали двухэтажный детский дом на Шаболовке. В педагоги пошла вся родня: и папа, и тетка, и бабушка. Жили на первом этаже, работали на втором. Здесь же отец организовал театр теней и Ирина впервые соприкоснулась с таинством театрального искусства.
Учась в гимназии, девочка отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актерского мастерства. А руководил тем драмкружком не кто иной, как юный Николай Плотников – звезда вахтанговской сцены, профессор ВГИКа.
Но контакт Ирины Мурзаевой с Плотниковым был недолгим. Она развернулась и ушла, впервые проявив свою врожденную принципиальность и бескомпромиссность, когда будущий мэтр советской режиссуры позволил однажды щелкнуть девушку по носу. "Глупенькая, – сказал ей молодой педагог – Ты никогда не станешь артисткой...". Он глубоко ошибся! Ирина Мурзаева решила доказать, в первую очередь себе, конечно, что актрисой она станет. И поступила в Московский государственный театральный техникум им. Луначарского, который окончила в 1927 году. В 1927-1928 и в 1930-1931 годах — актриса Свердловского ТЮЗа. С 1937 по 1956 годы — актриса и режиссёр Московского ТРАМа (с 1938 года — театра имени Ленинского комсомола).
Во время работы в Ленкоме проявился комедийный талант Мурзаевой. Несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в "Женитьбе", Шарлотта Ивановна в "Вишневом саде", миссис Уильфер в "Нашем общем друге" Диккенса. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла. Ушла навсегда. Она не приняла нового руководства, вновь проявив свою принципиальность. Сцена оставалась с ней только в кружках художественной самодеятельности, которые она вела долгие годы.
Актриса была очень далека от кино. Она считала себя не фотогеничной и терпеть не могла фотографироваться вообще, даже в ролях.
Режиссёр Константин Юдин обладал удивительной способностью находить актеров. Он и открыл двери в кино Ирине Мурзаевой, хотя это было поначалу нелегко. На него произвела большое впечатление экстравагантная нашлепка на носу актрисы. Накануне Ирина Всеволодовна по рекомендации врача лечила насморк большой синей лампой, да и "клюнула" ее носом. И он тут же предложил Мурзаевой роль Маникюрши.
После выхода на экраны в 1944 году комедии "Сердца четырёх" Ирина Мурзаева «проснулась знаменитой». Вечная Маникюрша со змеиной улыбкой — такой она осталась в памяти многих поколений советских кинозрителей. Ирину Мурзаеву весь советский народ знал, как разведчиков со студии имени Довженко — только в лицо. За 44 года работы она сыграла шестьдесят с лишним ролей — соседок-моралисток, фрейлин-вредин, смотрительниц, маникюрш и аккомпаниаторш — в фильмах.
А десять её ролей именовались в титрах просто «бабушка» и «бабка». Губы в ниточку, хват под локоток, смех плечиком к щеке стали фирменными шаржевыми приемами актрисы-миниатюрщицы. Универсальная тетушка в вуальке, сваха в капоре, бабка в фартуке и старушенция в панамке, одинокая такса-общественница, королева замочных скважин и диспетчер очередей, она была незаменимой next-door-Шапокляк для бытовых комедий и сатирических киножурналов.
Комедийные роли второго плана, блистательные эпизоды сопровождали её в течение всей жизни, с каждым годом отодвигая во вчера надежду сыграть что-то значительное, главное.
Героини Ирины Мурзаевой разные, хотя большей частью и комичные. Они не похожи одна на другую, даже если это ряд деревенских бабусь. Какая-то из них глуповата, какая-то мудра, одна шустрая и озорная, другая – уставшая и нерешительная. Сколько образов – столько характеров. Конечно, актриса далеко шагнула за пределы амплуа "комической старухи", углубила его. А иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лишь лицо именно Ирины Мурзаевой. И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя актриса была достойна большего.