Однако недостаток обученных экипажей для "Т-34" и крайне плохое оперативное руководство танковыми войсками в первые месяцы войны не позволили Красной Армии реализовать превосходство в технике. Большое количество "тридцатьчетверок" погибло в огне рухнувшего Западного фронта под ударами немецких танковых и моторизованных частей. Большое количество этих превосходных танков было загублено неопытными экипажами и брошено в окружениях в первые месяцы войны. Безусловно, у "Т-34" были свои недостатки - проблемы с коробкой передач, теснота боевого отделения, неудачное расположение боекомплекта и плохая оптика. Но у этого танка кроме отличного орудия и брони был ещё один козырь, которым не могли похвастаться немецкие боевые машины. Этим козырем была просто феноменальная ремонтопригодность танка в полевых условиях. Узлы и агрегаты "тридцатьчетверки" являлись легко съемными, их демонтаж и замена осуществлялась очень быстро, что позволяло в краткие сроки вернуть выведенный из строя танк в бой, в то время как немецкие танки починить в полевых условиях было крайне тяжело, их приходилось отправлять в глубокий тыл для ремонта в заводских условиях.
Во второй половине войны, с появлением у немцев в больших количествах "Тигров" и "Пантер", "Т-34" утратил своё абсолютное превосходство над немецкой техникой, но после солидной модернизации, вооруженная 85мм орудием "тридцатьчетверка" вновь стала представлять угрозу для немецких танков, пусть уже и не столь серьёзную как раньше. В руках умелого и обученного экипажа, обладающего некоторым боевым опытом, она могла успешно вести бой с "Тиграми" и "Пантерами". В 1944 - 1945 годах на первый план в советских танковых войсках начали выходить тяжелые танки "ИС-2". Однако как мы видим "Т-34" в модернизированном варианте оставался основным танком Красной Армии почти до конца войны. Именно с ним наши войска прошли от Курска через всю Европу до Берлина и завершили войну разгромом гитлеровской армии в её столице. Всё это время "тридцатьчетверка" безотказно служила советским танкистам. "Т-34" стал наиболее удачным и сбалансированным танком Второй Мировой Войны. И немецкие генералы и американские военные специалисты в то время отмечали, что русский танк был наиболее удачной конструкцией того периода. Сочетание хороших ходовых характеристик, подвижности и мобильности с неплохим бронированием и мощным вооружением, а также потрясающая ремонтопригодность машины сделала её лучшим танком Великой Отечественной Войны.
Источник: vspomniv.ru