Когда 23 сентября 1994 года студия Castle Rock и ее партнеры из Columbia Pictures выпустили «Побег из Шоушенка» в прокат, они быстро поняли, что согласились на неудачное название и промахнулись с рекламной кампанией. Американское «Спасение из Шоушенка» никому ни о чем не говорило (наш «Побег» был бы куда лучше), звезды ленты были не настолько яркими, чтобы своими именами загнать публику в кинотеатры, и многие зрители попросту не хотели идти на тюремную драму – жанр, традиционно считающийся зашкаливающе мрачным и депрессивным. Даже имя Кинга не могло продать «Побег», и лента с 25-митллионным бюджетом заработала лишь 16 миллионов долларов. Это была настоящая катастрофа.
К счастью, она была лишь началом пути. Фильм удостоился завидных критических отзывов и семи номинаций на «Оскар» (лучший фильм, лучший ведущий актер (Фримен), лучший адаптированный сценарий, лучшая операторская работа, лучшая музыка, лучший монтаж, лучший монтаж звука), и его дополнительный прокат в «оскарный» сезон принес еще несколько миллионов долларов.
Куда важнее, однако, было то, что начало работать агентство ОЗС («один зритель сказал»). Киноманы рассказывали друзьям, что «Побег» – не депрессивная драма, а захватывающая и жизнеутверждающая история о несгибаемой вере в лучшее, и зрители наперегонки бежали в видеопрокаты. В 1995 году «Побег» стал самой популярной прокатной видеокассетой, обойдя в этом рейтинге все кинохиты предыдущего года. И чем чаще зрители его смотрели, тем сильнее они в него влюблялись. Причем как религиозные зрители, для которых «Побег» был весьма прозрачной христианской метафорой (несправедливо осужденный человек «смертию смерть поправ»…), так и светская публика, которой фильм принес общечеловеческую «благую весть».
В настоящее время, как уже говорилось, «Побег» обычно называется среди лучших голливудских картин и даже порой возглавляет этот список, обгоняя более заслуженные и новаторские постановки. Почему? Очевидно, по той же причине, по которой слова Дюфрейна «Либо начать жить, либо начать умирать» стали популярным и ничуть не ироническим советом для тех, в чьей жизни идет черная полоса. Эскапистские ленты вроде «Звездных войн» помогают людям забыть об их проблемах, но это лишь временное решение. Тогда как «Побег» учит встречать беду лицом к лицу, никогда не сдаваться и копать туннель, даже если работа займет годы и завершится пролезанием через канализацию. Благодаря фильму Дарабонта миллионы американцев и жителей других стран прокопали свои туннели и выбрались на свободу, и это дорогого стоит. Куда более дорогого, чем забвение, которое обычно продает «фабрика грез».
Зритель без сомнения заметит некоторые совпадения с романом Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Кроме того, в контексте фильма упоминается и сама книга великого писателя. Так же как и в «Шоушенке», герой романа Дюма попадает в длительное заточение, и, совершив довольно смелый побег, обретает сокровище, которое он нашел в месте своего заточения
Фильм посвящен бывшему агенту режиссера Фрэнка Дарабонта, в свое время оказавшему немалую помощь в восхождении Фрэнка по Голливудской лестнице.
Картина 1946 года с участием Риты Хэйуорт, которую смотрели заключенные, носит название «Гильда».
Начальник тюрьмы Нортон насвистывает гимн «Eine feste Burg ist unser Gott», название которого переводится примерно так: «Могучая крепость и есть наш бог».
Несмотря на то, что в кинотеатрах фильм не собрал больших денег, он стал одним из самых кассовых релизов на видео, а впоследствии и на DVD.
При активном содействии Энди Дюфрейна заключенные получили возможность попить холодного пива под названием Stroh’s.
Когда во время побега Дюфрейн разбивает канализационную трубу видно, что оттуда под напором брызжут нечистоты, однако уже в следующем кадре Дюфрейн, превозмогая вонь, ползёт по этой трубе и нечистот там всего по щиколотку.
Фильм посвящён Аллену Грину (Allen Greene) — близкому другу режиссёра. Аллен Грин скончался от проблем, связанных со СПИДом, незадолго до выхода фильма в свет.